В небольшом южном городке, прогуливаясь по парку, увидел скучающего на скамейке довольно древнего дедушку. Рядом стояла раскрытая шахматная доска с расставленными фигурами. Подсел, предложил сыграть. Дед кивнул и сказал, что партия будет стоить проигравшему пятьдесят рублей. Разумеется, дед не знал, что перед ним сидит мастер спорта, тренер по шахматам. Жалко мне его стало, подумал, - поддамся на пару сотен, не обеднею. Играем. Первоначальное желание поддаться и подарить дедушке немного денег, быстро пропало - мы играли на равных. В итоге разошлись мирно, денег я ему дал просто так. Взамен попросил подсказать, как научить ребёнка семи лет играть в шахматы. Своё неумение объяснил отсутствием должных педагогических познаний. Деду делать было особо нечего и за десять минут я получил практически бесплатный высокопрофессиональный тренинг, который привожу в конспектном изложении, разбив по пунктам или отдельным мыслям:
Уроки шахмат в школе - благое пожелание, но то, что становится обязательным, - то становится неинтересным.
Ребёнок любознательный, у него горят глаза, когда он видит, как кто-то увлечённо играет - не упускай возможность, найди способ показать ему правила и суть игры.
Пусть шахматы стоят расставленными всегда в комнате у ребёнка или в любом доступном месте, где их всегда видно. Может быть в гости придёт кто-либо, играющий неплохо - это опять пример для ребёнка.
В доме должны быть вещи, предметы или что-то ещё, напоминающее о шахматах: майки, кружка, ранец или магнитики на холодильнике с шахматными символами. Салфетки в чёрно-белую клетку купи и торт на праздник с изображением фигурок.
Хорошо, если среди родственников или знакомых есть кто-либо, кто в играет в шахматы хорошо. Выиграть у такого знатока - дело престижа и гордости малыша. Постарайся вызвать у ребёнка чувство соревновательности. Обязательно напомни юному дарованию о его победе над дядей...
Оживи шахматы. Сравнивай их с реальной жизнью. Говори шахматными терминами и поясняй на жизненных примерах, сравнений много: дебют и цейтнот, патовая ситуация, атака на левом фланге, пешечный прорыв.
Расскажи, какая молодец пешка, которая стремится стать значимой фигурой. Как доблестно конь встал на поле, где его могут убить, - он защитил своего короля.
Объясняй, что у каждого хода (совсем как в жизни) должна быть цель. Это защита от угрозы, которая уже есть или может возникнуть, либо ход сделан для развития и будущего успеха.
Королевский гамбит и защита Алёхина, выигрыш темпа и двойной удар, мат линейный, спёртый и эполетный. Как звучат эти слова - их не надо заучивать и вдалбливать. Если будут сказаны вовремя и не скучно.
Не надо спешить отдавать малыша в шахматную секцию: понимание шахмат приходит не сразу. Но нельзя и опаздывать: победил папу, брата и пару пацанов во дворе - а больше на горизонте достойных соперников нет. Это путь в шахматный клуб - пусть утверждается дальше.
Я никогда больше не встречал этого дедушку. По моему, он понял, что преподал урок учителю.
Ключевые слова: ребёнок, шахматы, школа, обучение игре в шахматы.