Нечеловеческое искусство — область скорее биологии, чем музыковедения. И всё же примечательно, что именно музыка — это общепонятный межвидовый язык. Животные реагируют на человеческую музыку, у них есть свои вкусы и предпочтения. А люди, в свою очередь, способны понять музыку китов, слонов... и, конечно, птиц.
Больше того, именно птица — соловей — стала символом музыкального искусства.
...Создатели Золотой пластинки "Вояджера" допускали, что у гипотетических инопланетян не будет музыки как явления и они не поймут, что и зачем записано на пластинке. Но кто знает! Возможно, музыка других разумных существ окажется даже более понятной, чем их язык...
Всего несколько десятилетий назад считалось, что "культура животных" — оксюморон, никакой культуры у животных не может быть, ими руководят только инстинкты. Однако новые исследования привели к удивительным открытиям. У многих социальных животных есть традиции, которые передаются только через обучение — детёныши не рождаются с этим знанием. Что там! Даже крохотные муравьи должны обучаться тонкостям своей работы (и не всем удаётся научиться).
Певчие птицы, конечно, рождаются певчими. Но и среди них есть рядовые певцы, а есть виртуозы. И всем приходится учиться, подражая опытным "профессорам".
А способности птиц к обучению люди используют, чтобы слушать музыку самых сладкоголосых певцов.
***
До изобретения радио и громких динамиков музыка была вечным дефицитом. Представьте себе мир, где тишину нарушают только немузыкальные звуки — стук, скрип, крик, топот... Конечно, люди играли и пели сами, но хотелось больше! Популярны были часы "с музыкой", музыкальные табакерки и шкатулки. А ещё — "биотехнологии": певчие птицы.
Ради пения держали разных птиц — чёрных дроздов, щеглов, чижиков. Главной птицей была канарейка. Певчими канарейками увлекаются и сейчас, а ещё в начале XX века увлечение было массовым — настолько, что бедная канарейка стала символом мещанства и её клеймил Маяковский.
А в Германии и Бельгии домашних канареек обучают пению в специальных школах!
Юных певцов отправляют в школу в возрасте шести месяцев. Там всё устроено так, чтобы кенар не отвлекался на борьбу за территорию, но при этом слышал опытных певцов и мог перенимать у них напевы. Для этого птичек сажают рядом, но разгораживают клетки так, чтобы они не видели друг друга.
Канарейки-виртуозы называются "профессорами".
У каждого "профессора", как полагается, есть своя учебная программа. Когда молодые канарейки выучат всё, что преподаёт один "профессор", то приступают к занятиям у другого.
В России таких школ нет, но есть клуб любителей канареек и проводятся выставки. Для певческих конкурсов канареек обучают, ставя им записи — как других канареек-"профессоров", так и просто несложную музыку.
"Канарейка — не попугай, копировать человека не может. Зато, если ею тщательно заниматься, она повторит практически любую мелодию.
Наблюдать за ними, слушать даже не обученных петь птиц — удовольствие".
Один из заводчиков канареек.
А вот птичка-призёр показывает своё искусство. Заметно, что кенара обучали — он поёт длинные ноты, части мелодий, и даже чирикает музыкальней, чем необученные птицы.
Ссылки:
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!