Множество взглядов направлено сегодня на Африку. И не только из-за миллионов беженцев, которые отправляются оттуда в Европу. Африканское искусство переживает бум на Западе. Это нашло свое отражение в Париже на большой летней выставке Фонда Луи Виттона. В необычном здании в стиле футуризма архитектора Фрэнка Гери выставлено более трехсот произведений искусства.
Безумие из стекла и металла – самый современный музей в Париже Фонда Луи Виттона. Снаружи – мечта архитектора о парусном судне; внутри – современное искусство Черного континента, так редко встречающееся в изобилии. Большинство экспонатов поступили из частной коллекции швейцарца Жана Пигоцци, одержимого собирателя африканского искусств. Цель выставки – знакомство с великими произведениями и художниками. Она ясно показывает высокий уровень их мастерства.
Традиционные африканские маски рядом с пластиковыми канистрами – это очаровало Пигоцци, когда он начал коллекционировать картины: жизнь художников, отраженная в их работах.
Многие из них жили и работали глубоко в сердце Африки, в окружении кур и детей, среди пыли и шума. Они мало знали о западном искусстве. Все, что они изобразили на своих полотнах, пришло прямо из их сердца и воображения. Это придает творениям большую силу.
Ромуальд Хазуме из западноафриканского Бенина – мастер скульптур из канистр. Многие предметы коллекции сделаны из материалов вторичной переработки. Некоторые напоминают игрушки. Или кажутся странными. По крайней мере, не для серьезных инвестиций.
Вначале Пигоцци нередко высмеивали: вместо таких работ можно было приобрести два произведения Уорхолла. Но сейчас его коллекция представляется одной из самых интересных и уникальных в мире. В ней отражены неограниченные ресурсы, эти произведения восхищают, кажется, они появились из ниоткуда.
Например, работы фотографа-самоучки Сейду Кейта из Мали, получившего известность в 90-х годах. Снимки его моделей на фоне узорных тканей (ввиду отсутствия фотостудии) производят сильное впечатление. Мастерски подобранное сочетание рисунка ткани и узоров фона – это высокое искусство.
Чери Самба рисует самое большое зло Черного континента: детей-солдат и войны. Если Пигоцци покупает эти картины, проблемы и страдания материка не уменьшаются. Тем не менее выигрывают обе стороны: коллекция растет в цене, а художник получает доступ к американскому миру искусства. На одной из картин Чери Самба изобразил себя, и эта картина висит рядом с произведением Пикассо.
Жан Пигоцци в Париже, как дома: он не только фотограф и коллекционер произведений искусства, он еще и успешный предприниматель, издающий свои собственные тома фотографий. С семидесятых годов он фотографирует окружающих его людей. На его вилле на юге Франции всегда много гостей. Африканские художники там тоже желанные гости – контрастные миры.
Богатые африканцы не покупают картины из Африки
Несомненно, было бы лучше, если бы африканцы покупали произведения своих художников. Но в Африке нет арт-рынка и нет покупателей. Богачи покупают лимузины, дорогие украшения и дома, но не готовы выложить 150 тысяч или миллион евро за картину – пока еще нет!
В западном мире к африканскому искусству обратились только в 20-х годах прошлого века. Сегодня не только картины и скульптуры, но и маски, оружие, ритуальные предметы продаются и выставляются на многочисленных ярмарках и выставках современного искусства.
Интерес западного мира поднимает африканское искусство и обращает внимание общественности на проблемы Африки. Континент и его жизнь сегодня в фокусе – не только на пике кризиса.