Из всех современных авторов, которые я читала за последние 5 лет, мне надолго запомнился Дэвид Митчелл, автор «Облачного атласа». Прежде всего нелинейной композицией, юмором и изображением краха человеческой цивилизации. А потом была экранизация с Холли Берри и Томом Хенксом, безусловно, более позитивная, говорящая, что у человечества есть шанс при всей его безрассудности. А как иначе собрать кассу, если не внушить надежду?
Поэтому я не могла не пройти мимо последнего романа, который вышел на русском языке в 2016 году, а оригинал 27.10.2015. Как раз в канун Хеллоуина. Вообще, хорошие романы не пишутся «к празднику» или на спор. Между тем, сам Стивен Кинг назвал это произведение «редкостной вещью». Ему и восьмой сезон «Игры престолов» тоже нравится, — а он стал для меня и для 1 млн. человек разочарованием.
«Голодный дом» — «Slade House» — небольшая история о похитителях человеческих душ — бессмертных близнецах Норе и Ионе, была написана автором в Хеллоуин и частично выложена в его Твиттере.
Скорее всего, этим и объясняется фрагментарная структура произведения: она включает пять «рассказов» от первого лица героев, которые каждые 9 лет посещали таинственных особняк и бесследно исчезали.
Каждой жертве похитители «рисуют» свой «оризон» — проекцию, обольстительную картинку жизни — и кормят «обалдином», чтобы душа могла отделиться от тела перед поглощением. И герои выбираются — одинокие, отрешенные, обиженные. И снова гости совершают одни и те же ошибки: поднимаются на чердак, где им кажется, что это всего лишь сон, но, увы, вместе с пробуждением приходят опустошение и физическая смерть. Это и есть сюжет. Довольно грустный и страшный.
По сути, каждая новая история расшифровывает предыдущий рассказ, а к третьей мы уже догадываемся, что происходит в Слейд-хаусе.
Автор пытается замести следы, но мы, зевая, ждем, чем же все закончится. Особая надежда, что добро победит, была на последних посетителей этого дома — подростках из нашего времени.
В конце уже кажется, что обычными человеческими силами Иону и Нору не остановить, каким бы смелым не казался очередной герой. Собственно, так и происходит: появляется некто, словно черт из табакерки.
При прочтении постоянно преследует чувство, что автор переписал «Коралину» Нила Геймана, где девочку заменил несколькими Избранными с несчастной судьбой, которых так и норовят сцапать похитители душ. В романах используется общий символ потери души – отсутствие глаз на портретах посетителей у Митчелла и глаза – пуговицы у злодеев Геймана.
Разгадка станет ясна тем, кто читал предыдущий роман автора, и это кажется мне обидным обманом с его стороны – намешал кучу непонятных терминов, почти не объяснил ничего и закончил, как ему было удобно.
Поэтому я бы не советовала начинать знакомство с автором именно с этой книги. Она не только не привлечет, но скорее отвратит от автора.
Еще о романах с оттенком страха можно почитать в статье: «Страшные сказки Нила Геймана».