Начиная с 1974 года, практически с самого начала, британская группа Queen аккуратно записывала по одному альбому в год. Прогресс и работа над стилем были очевидны. От сложившейся уже фирменной полифонии и арт-рока вперемешку с хард-роком на "Sheer Heart Attack", через всенародно любимый и прорывной "A Night At The Opera", заполненный крепкими хитами "A Day At The Races", "News Of The World" с уже сложившемся стилем и мой любимый "Jazz" - на мой взгляд самый интересный альбом Queen в музыкальном плане (по ссылкам статьи про эти альбомы). Группа достигла сияющих вершин и впору было двигаться в каком-то новом направлении. За истекшие пять лет популярная музыка довольно сильно изменилась, быстренько отшумел панк, великие хард-роковые коллективы были очевидно на спаде, в Штатах вовсю веселилось диско.
Группа сделала студийную паузу в два года, последний раз появившись со студийным альбомом в 1978, последовало концертное турне и выпуск двойного концертного альбома Live Queen Killers и, наконец, в 1980 году выпустила студийный альбом The Game, восьмой по счёту. Некоторые критики называют этот альбом переломным, но на мой взгляд этот альбом подводит итог предыдущему периоду творчества группы. Это стало понятно потом, поскольку, начиная со следующего альбома, стиль группы довольно сильно изменился.
Но и этот альбом отмечен новинками. Группа наконец распробовала синтезаторы, а поскольку альбом записывался в Мюнхене, то подозреваю определённое влияние в этом аспекте немецких электронных групп сейчас уже малоизвестных, но к концу семидесятых составлявших целый пласт популярной музыки. Интересно, что в этот же период Queen записали музыку к фантастическому художественному фильму Flash Gordon, о котором разговор отдельный - и там синтезаторы были в качестве основных инструментов саундтрека.
Альбом записывали долго, в два приёма, начали в июне-июле 1979 года, закончили в феврале-мае 1980 года. То есть почти год по календарю. Как всегда авторством песен блеснули все музыканты. Заглавную песню Play The Game написал Фредди Меркьюри, песня замечательная, очевидный хит, можно назвать её программной композицией для группы. Это тяжёлая баллада в среднем темпе с обязательными роковыми вставками от Брайана Мэя и как раз те самые синтезаторы, которые группа до этого принципиально не применяла в записи, очень гаромнично вошли в музыкальную канву композиции в качестве перехода от куплета с припевом к гитарному проигрышу Мэя
Надо отметить радикальную смену имиджа Меркьюри. Он коротко постригся, отпустил усы и перестал носить обтягивающие трико на сцене, предпочитая обиходную одежду - джинсы-футболки. Уже одно это в случае такой группы, как Queen, должно было показать публике, что группа меняет направление. Однако по стилю композиций на альбоме этого не скажешь. Единственный новаторский номер, который появился на альбоме принадлежит перу Джона Дикона и называется Another One Bites The Dust. Песня знаменита своей басовой линией в общем-то впервые прозвучавшей в арсенале рок-группы. Басовая линия определённо фанковая, практически из стиля диско. И я ничуть не удивился, когда узнал, что Дикон позаимствовал её у американской диско-группы Chic, которая использовала её в песенке Good Times
Дикон её видоизменил в концовке, но и не скрывал, что подсмотрел этот бит у Chic, когда был у них на записи в студии. Самое забавное, что музыканты Chic не имели никаких претензий к Дикону, а очень обижались на прессу, которая не разобравшись обвинила их в заимствовании у Queen. Джон Дикон подошёл к записи своего будущего шедевра очень ответственно. Помимо баса он сам исполнил гитарные партии (ритм) и фортепиано, а также хлопки руками. Гитарную вставку в середине сделал Брайан Мэй, а вокал Меркьюри наложил уже на готовую инструментальную запись. Посчитав песню экспериментальной, ребята и не думали выпускать её на сингле, а уговорил их сделать это... Майкл Джексон. В итоге песня взлетела в американском хит-параде и стала самой продаваемой песней года в Америке.
В этой композиции Queen чудесным и, наверное, случайным образом удалось поженить рок и диско. Когда они попытались сделать это намеренно на альбоме Hot Space, то результат вышел неважный.
Ещё одна композиция Дикона на альбоме - хорошая и мелодичная рок-н-ролльная "Need Your Loving Tonight" написана, между прочим, под влиянием Битлз и песни "Eight Days a Week" - название взято из текста этой песни.
Завершает первую сторону ещё одна песня Меркьюри, знаменитая "Crazy Little Thing Called Love". Это, в свою очередь, реверанс в сторону Элвиса Пресли, в манере которого Фредди и попытался её исполнить. Песня родилась спонтанно, практически во время студийной работы. Фредди показал свою идею Тэйлору и Дикону, за полчаса записали несколько дублей, подошёл Мэй, с первого раза наложил своё гитарное соло - и готово. Это единственная песня Queen, на которой Меркьюри играет на гитаре
Роджер Тэйлор написал для альбома две песни - открывающую вторую сторону альбома "Rock It" с довольно сложной композицией - ударный номер, позволяющий раскрыть вершины вокала Фредди и Coming Soon, где дал волю своей ударной установке.
Брайан Мэй хоть и написал три композиции на этот раз своих традиционных рок-хитов не сделал, решил отдохнуть, наверное. Хард-роковая "Dragon Attack" демонстрирует в очередной раз его гитарное мастерство. Красивая лиричная Sail Away Sweet Sister с замечательной мелодией и трогательным вокалом Мэя звучит на грани акустики. Ну и, наконец, песня "Save Me" закрывает альбом. Для меня это практически по восприятию и настроению реприза заглавной Play The Game, открывающей альбом, хотя песни и написаны разными авторами. Queen сделали, как говорится, красиво, начав и закончив альбом прекрасными запоминающимися душевными композициями. В клипе Save Me впервые была применена мультипликация в японском стиле. Кроме того, песня примечательна тем. что универсал Мэй играет там клавишную партию на рояле, что делал даже на концертах во время исполнения этой композиции
В целом альбом, на мой взгляд, получился и классным, и не очень похожим на предыдущие. На нём мало ударных номеров, но много лирики и много души. Присутствует прекрасный мелодизм, чувствуется, что порядок песен на альбоме тщательно подбирался. Ну а новаторский номер Дикона Another One Bites To Dust хоть и выпадает по стилистике, но стараниями всей группы в нём всё-таки очень много Queen. Потому что к этому времени группа уже настолько выработала свой собственный жанр, что находилась натурально над стилями и вне музыкальных рамок.
Альбом The Game, кстати, единственный из альбомов группы, занявшей первые места в хит парадах и США, и Британии - как я узнал из интернета. Значит не только одному мне он приглянулся...