Если ваш ребенок этой осенью идет в первый класс, а вы плохо представляете себе, как он будет самостоятельно собирать портфель, пользоваться раздевалкой, не говоря уже о приготовлении домашних заданий, — то в книге "Экстремальное материнство" есть много работающих советов. Ирина Лукьянова написала ее для родителей гиперактивных детей, однако навыкам самоорганизации надо учить всех — и можно начать прямо сейчас.
Расселл Баркли называет организацию жизни для ребенка с СДВГ созданием "протезной среды". Как человек, у которого нет руки, ноги или зубов, не может справляться с требованиями жизни без протезов, так и человек, у которого нет способности управлять собой, не может справляться с жизнью без посторонней помощи.
А значит, здесь многое зависит от взрослых — именно они должны помочь ребенку справляться с повседневными задачами (это краткосрочная цель) и учить его самостоятельности, чтобы ко взрослому возрасту он уже научился жить один и сам решать свои проблемы (это долгосрочная цель).
Если взрослые помогают ребенку добиться успеха в повседневных задачах, это сокращает риск возникновения вторичных проблем — депрессии, тревожности и низкой самооценки. Ежедневные неудачи деморализуют ребенка. Он не справляется с повседневной нагрузкой и начинает считать себя глупым или неадекватным. К этому добавляется неспособность справляться со своими эмоциями. На них накладывается социальное отторжение — немудрено, что к подростковому возрасту у таких детей возрастает риск асоциального и антисоциального поведения.
Именно поэтому детям с СДВГ особенно важна поддержка и ежедневная помощь взрослых — причем помощь в тех делах, с которыми их ровесники справляются сами. Из-за этого взрослых могут обвинять в гиперопеке, в желании подстелить детям соломки, защитить их от реальной жизни. Но пока ребенок не научился сам решать свои проблемы, он нуждается в помощи.
Правила
Первое, что нужно для создания упорядоченной и предсказуемой протезной среды — это четкие и немногочисленные правила поведения для взрослых и детей. Если мы не хотим, чтобы ребенок на нас кричал, мы тоже не кричим. Если не хотим, чтобы ругался плохими словами — не ругаемся сами. Если отбой в десять вечера, мы точно не даем ребенку сидеть у компьютера после полуночи. И, конечно, если дети расшатывают и нарушают установленные для них границы, родители обязаны отреагировать на это.
Перечислим еще несколько составляющих протезной среды.
Обучение навыкам самоорганизации и самоконтроля
Один из лучших способов это сделать — ежедневное повторение одних и тех же действий, пока они не станут автоматическими. Так мы учимся плавать, так учимся водить машину: сначала инструктор нас полностью контролирует, потом постепенно передает управление нам, когда мы уже можем сами держаться на воде или вести машину без его помощи. Отказывать ребенку с СДВГ в повседневной поддержке — все равно что бросать его в воду, потому что он взрослый и сам должен выплыть.
Помощь с рабочей памятью
Дети с СДВГ не могут удержать в голове больше трех пунктов любого списка(обычный человек удерживает 5-7). Поэтому любые указания для них должны быть простыми и короткими. Например: "положи книги сюда, тетради сюда, а в середине стола должно быть пусто". Или "В этой работе должны быть три пункта: в чем проблема, как ее решили и к чему это привело. Три пункта". Или: "Сейчас приберем, а потом в бассейн. Тебе надо сделать три дела. Грязное белье положи в таз — раз. Таз отнеси в ванную — два. Всех своих супергероев унеси с кухни — три. Всего три дела. Повтори, какие". "Унеси, пожалуйста, куртку и книжки с обеденного стола и возвращайся на кухню. Куртка, книжки, на кухню. Давай".
Чем меньше вы при этом рассказываете ребенку о его перспективах в армии или в будущей семейной жизни, чем меньше оцениваете его самого и его навыки уборки — тем лучше. Все это ненужная информация. Сконцентрируйтесь на том, что вам нужно сейчас.
И не ограничивайтесь словами: чем больше органов чувств задействовано, тем лучше. Указания можно спеть (куртка-книги-кухня, трам-парам-парам). Можно, повторив каждый шаг, стукнуть по столу. Можно нарисовать картинку для каждого пункта списка. Пение, ритм и танцевальные шаги помогают справляться с задачами и поднимают настроение и родителю, и ребенку. Лучше петь, чем ругаться.
Если вы с ребенком собираете вещи для лагеря, можно учить его визуализации: представь себе свой день в лагере с утра до вечера. Какие вещи тебе понадобятся от подъема до отбоя? О какой вещи подумал — ту принеси (или запиши в список).
Можно повторять себе пошаговые инструкции: "Открыть учебник на странице пятнадцать, достать тетрадь и карандаш. Страница пятнадцать, тетрадь, карандаш".
Задание лучше тихо повторять про себя до и после выполнения упражнения ("Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все глаголы, надпишите над ними вид"). Чтение задания после упражнения помогает проверить себя: все ли выполнено правильно.
Алгоритмы
Для любых постоянно повторяющихся действий нужны алгоритмы. Лучше всего их визуализировать: например, выписать порядок уборки, утренних сборов или сборов рюкзака в школу с вечера на карточку.
Например, алгоритм уборки:
- Выбросить мусор.
- Всю грязную одежду положить в корзину для стирки.
- Чистую одежду убрать в шкаф.
- Книги поставить на полку.
- Игрушки убрать на свое место.
- Заправить кровать.
Когда мы впервые учим ребенка что-то делать, мы можем придумать последовательность действий вместе с ним и записать ее на карточку, а потом проверять себя.
Если у нас для ребенка есть конкретные задания, мы можем выдать ему карточку со списком заданий и сказать: сделай все, что тут написано, верни карточку, когда закончишь.
Правила и алгоритмы могут существовать для самых разных ситуаций, например:
- Как одеваться
- Как мыться
- В каком порядке утром готовиться к выходу
- Как собрать портфель
- Как делать уроки
- Как решать пример
- Как убирать в комнате
- Как готовиться к экзамену
Конечно, алгоритмы зависят от возраста ребенка. Для младшего ребенка последовательность действий можно нарисовать и повесить листок с картинками на стену. Для старшего — занести этапы подготовки к экзамену в таблицу и прикрепить ее над письменным столом.
Очень важно отмечать на этих картинках или таблицах прогресс, продвижение к цели.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!