Найти тему
VIKENT.RU

В чём смысл жизни?

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»

При изучении ТРИЗ сначала осваивают отдельные операции, составляющие полную схему, а затем начинается самое трудное - объединение отдельных операций в систему мышления. На этом этапе наряду с решением обычных изобретательских задач нужны тренировки на сложных проблемах. В частности, в экспериментах использовался вопрос: В чём смысл жизни?

Если группа только приступила к занятиям, идет обычный перебор вариантов: все варианты на уровне исходной системы (смысл жизни человека) только в настоящем времени.

Рис. 9.
Рис. 9.

Иначе проходит занятие в обученной группе. Сразу вносятся коррективы в саму постановку вопроса: жизнь надо рассматривать как минимум на трех уровнях (клетка, организм, общество), причём на каждом уровне должно быть три этапа (прошлое, настоящее, будущее). [...] Но клетки древнее организмов, а организмы древнее общества, схему надо изменить, это очевидно (Рис. 9).

Рис. 10
Рис. 10

Развитие одноклеточных замедлилось с тех пор, как природа изобрела организм (этаж Б). Поправка вторая: развитие организмов (биологическое) замедлилось с тех пор, как было изобретено общество (этаж В). Главная линия развития идет ступенчато, переходя с этажа на этаж (Рис. 10).

Схему можно дополнить снизу ещё более длинными этажами: жизнями молекул, атомов, элементарных частиц... Слишком тяжёлые атомы неустойчивы: этаж атомов обрывается где-то около сотого образца, дальнейшее развитие идёт за счёт объединения атомов в молекулы.

Этаж молекул перехватывает эстафету развития: образуются все более сложные молекулы, вплоть до полимеров и белков. Однако с появлением белков развитие молекул останавливается: эстафета перехватывается клетками, которые тоже образуют этаж последовательно развивающихся образцов, и, хотя известны очень крупные клетки (у водорослей), развитие опять-таки перехватывает надсистема - организм.

Сначала происходит простое объединение клеток, но постепенно возникают всё более сложные организмы - вплоть до человека. Впрочем, ещё задолго до появления человека природа начала экспериментировать, пробуя создавать из организмов (муравьи, пчёлы) надсистемы. По-видимому, эти экспериментальные надсистемы оказались плохими по одному, но решающему критерию: они не обеспечивали ускорения темпов развития, наоборот, темпы развития этих надсистем оказались близкими к нулю. Природа вынуждена была изобрести человека, и только тогда развитие перешло на следующий этаж.

Возникает вопрос о причинах лестничной эстафеты. Ответ почти очевиден: чем выше этаж, тем больше он независим от внешних условий. Элементарные частицы (если они взаимодействуют с внешней средой) живут ничтожно мало. Неорганические (и простые органические) соединения более живучи, но и они почти беззащитны против внешнего воздействия - нагрева, охлаждения, химических реакций. Белок и клетка - более высокие ступени организации материи в её борьбе за независимость от внешних условий. Ещё более высокая ступень - организм. Клетки нашего тела обновляются в среднем через семь лет; организм в целом живет на порядок больше. Он выстаивает и в тех случаях, когда внешнее воздействие уничтожает часть клеток. Общество ещё устойчивее по отношению к внешним воздействиям и намного защищённее отдельного организма.

Любопытно применить построенную схему к анализу Соляриса Лема или Чёрного Облака Хойла. В обоих случаях - явное нарушение лестничной эстафеты: организм должен был перейти на уровень общества, а он продолжал увеличиваться, оставаясь одним организмом, и дорос до размеров целой планеты... Схему можно дополнить и сверху. Развитие общества будет идти до определённого времени, а затем произойдёт переход на следующий этаж, на котором общество будет играть такую же роль, какую клетка играет в организме...

Далее на портале VIKENT.RU...

Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

Источник: http://vikent.ru/enc/451/