Турецко-американские отношения разваливаются на глазах. Трамп в 2 раза повысил пошлины на алюминий и сталь из Турции. Эрдоган обвиняет Америку в поддержке терроризма и говорит «до свидания» стратегическому партнеру.
6 августа администрация Дональда Трампа ввела санкции против Анкары из-за ареста американского пастора Эндрю Брансона по обвинениям в терроризме и шпионаже. В частности, ему инкриминировались пособничество признанной террористической на территории Турции организации исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена FETÖ и поддержка запрещенной Рабочей партии Курдистана.
В ответ на арест пастора Минфин США использовал «акт Магнитского» и применил санкции в отношении министра юстиции Турции Абдулхамит Гюль и министра внутренних дел Сулеймана Сойлу за «нарушения прав человека», как говорится в сообщении ведомства.
Турция ввела аналогичные санкции в отношении американских глав МВД и Министерства юстиции.
Кроме того, американское финансовое ведомство пообещало наложить штраф в 20 млрд долл. на турецкий банк Halkbank по подозрению в нарушении санкций США против Ирана. Если это произойдет, штраф будет выплачивать турецкое правительство из государственной казны, что сильно сократит возможности Анкары противостоять будущим финансовым проблемам.
Президент Дональд Трамп на своей странице в соцсети Twitter написал: «В том, что касается Турции, я только что санкционировал повышение в два раза пошлин на сталь и алюминий, в то время когда их валюта, турецкая лира, резко падает по отношению к нашему очень крепкому доллару! Пошлины на алюминий теперь составят 20%, на сталь – 50%. Сейчас у нас нехорошие отношения с Турцией!».
Реджеп Тайип Эрдоган в свою очередь заявил: «Мы скажем до свидания тем, кто жертвует своим стратегическим партнерством и союзом со страной с 81 млн людей ради их отношений с террористическими организациями». И добавил, что Турция не «дрогнет от валютного курса».
Дополнительно турецкий президент заявил, что примет меры в ответ на повышение Америкой пошлин на металл и алюминий, а также «обратится к новым альянсам и рынкам в ответ на действия США».
После объявления санкций и введения пошлин на металл в экономике Турции начался кризис. Валютный рынок затрясло: курс лиры с каждым днем падает все ниже и ниже. Если еще несколько дней назад курс турецкой лиры не поднимался выше 5 за доллар, то сейчас она торгуется много выше 7 лир за доллар.
По словам президента Турции, основная цель Вашингтона заключается в «подчинении Турции во всех сферах, от финансов до политики». Для этого США развязали американо-турецкую торговую войну.
Анкара настаивает, что помимо освобождения американского пастора США требует от Турции отказаться от покупки российских ракетных комплексов С-400, угрожая разрушительными для национальной экономики последствиями.
Вместе с тем Эрдоган сообщил, что в ответ на действия Вашингтона, Анкара расширит сотрудничество в новых объединениях и союзах и совершит «поворот к новым рынкам». Что имел в виду турецкий лидер? Китай, Россию, Европу? А может БРИКС, куда он стремится?
На сегодняшний день нельзя однозначно говорить, что Турцию ждет участь Венесуэлы с ее инфляцией в 27 000%. Однако в дальнейшем турецкий кризис может стать более масштабным, чем греческий, и распространится на всю Европу.
Евросоюз долгое время направлял в Турцию большие инвестиции, чтобы получить доступ к высоким процентным ставкам, дешевым деньгам и экономическому потенциалу. Теперь фонды и банки еврозоны рискуют потерять контроль над движением капиталов.
Европа может пойти на спасение Турции во избежание экономических потерь. Но если Евросоюз придет на помощь Анкаре, то та, в свою очередь, опять потребует финансовую помощь в обмен на беженцев и удержание границ. А это спровоцирует более масштабный кризис, чем в Греции.
Однако у Эрдогана очень хорошо развито чувство самосохранения, которое не раз позволяло ему избегать проблем в прошлом. Возможно, что и в этот раз оно поможет ему не дать Турции дойти до кризиса. Может быть с помощью России.