Рассказ молодой мамы о своем опыте естественных родов после кесарева сечения.
"Не всегда первое кесарево сечение приводит к повторным операциям. Сейчас врачи все больше склоняются к мнению, что при повторных родах, если нет противопоказаний, женщине нужно дать возможность родить самой. Это наилучший вариант, после которого намного быстрее проходит восстановление организма.
Мои первые роды
Так получилось, что первые мои роды закончились как раз экстренным кесаревым сечением. Что именно к этому привело - неясно. Беременность протекала замечательно, я не жаловалась ни на токсикоз, ни на какие-то другие вещи, которые сопровождают беременных. Я читала общую информацию о родах, о том, как дышать во время схваток, в какой позе лучше рожать и прочее. В целом, я наивно полагала, что врачи точно помогут моему ребенку родиться и проинструктируют меня «по полной программе». Совместно с мужем мы решили, что лучше лечь в роддом за несколько дней до ПДР, чтобы не мчаться туда в ночи со схватками.
При поступлении, меня осмотрели, причем довольно грубовато, и затем положили в палату. К вечеру того же дня у меня начались легкие схватки, которые уже к 11 ночи стали усиливаться. После всех положенных процедур, меня отвели в родовую, где зачем-то сразу прокололи плодный пузырь. Я, не знавшая всех тонкостей, доверилась врачам, ведь они сказали, что им обязательно нужно посмотреть какие там воды. С высоты своего опыта, теперь-то я знаю, что этого не нужно было делать. Затем меня подключили к аппарату КТГ и велели лежать, а значит, я не могла поменять положение или ходить, что тоже было очень неудобно. А ведь по рассказам моих подруг из других городов, они спокойно перемещались по залу, прыгали на мяче или лежали в теплой ванной, чтобы облегчить схватки.
Дополнительно мне несколько раз вводили окситоцин, поскольку раскрытие никак не шло. В итоге, после 12 часов мучений, к 11 утра следующего дня врачи констатировали слабую родовую деятельность. Раскрытие остановилось на 4 см, головка моей дочки так и не опустилась в родовые пути. Было принято решение делать кесарево сечение. Так и появилась на свет моя девочка. Каких-то особых переживаний, что меня прокесарили не было. Многие женщины испытывают чувство неполноценности, незавершенность, как они сами говорят. У меня такого не было, но восстановительный период после полостной операции, конечно, тяжеловат.
Вердикт врачей меня огорчил, теперь следующие роды могут быть только путем кесарева сечения. А ведь мы с мужем хотели не 1 и не 2 детей, а это значит, каждый раз меня нужно резать.
Новая беременность
Через 2 года я снова забеременела и начала искать информацию в интернете о том можно ли все- таки родить самой после КС (кесарева сечения). Как оказалось - можно, и это даже поощряется. Единственное условие – рубец должен быть состоятельным, то есть не меньше определенной толщины. Вес ребенка не особо учитывается, но желательно, чтобы он был не больше 4 кг. В моем городе, как я выяснила, ни один врач не хотел браться за естественные роды (ЕР) после КС.
Я решила, что обращусь в наш перинатальный центр, где я рожала первую дочку и все-таки договорюсь с врачами о ЕР. Так вышло, что мне удалось найти одну понимающую женщину-врача, которая сказала, что можно попробовать. Мой рубец на матке к 38 неделе был 3 мм, что еще позволяло родить самой.
При перинатальном центре нужно вставать на учет в поликлинику. Я прикрепилась к поликлинике и раз в 2 недели посещала врача. По итогам промежуточных УЗИ, шов был вполне состоятельный, но вот малыш то переворачивался вниз попой, то у него находили обвитие. Энтузиазма это, конечно, не внушало, ведь все это прямые показания к кесареву.
В итоге, мне предстоял еще один визит уже на 39 неделе беременности в поликлинику. Мой врач, который наблюдал меня эти недели, ушел в отпуск, поэтому мне дали направление к другому врачу. Оказалось, что это молодая и с виду вполне адекватная девушка. Но как только я ей сообщила, что у меня первое кесарево и я хотела бы попытаться родить сама, все изменилось. Врач стала вести себя откровенно непрофессионально, наговорила мне множество неприятных вещей, как например: « И вы, и ребенок умрете, ваша матка разорвется по шву, придется выбирать кого спасти» и остальные вещи в том же духе. Для беременной женщины на последних сроках – это явно не самая лучшая информация. Да, риски есть и я о них читала, но мое состояние здоровья и мой шов говорили о том, что мои шансы родить самой очень большие. В итоге, поудивлявшись моей «безалаберности», врач предложила мне госпитализацию немедленно. Я сказала, что не хочу ложиться заранее в роддом, мне там делать нечего, а на УЗИ я могу каждый день приезжать, если нужно. Заранее ложиться я не хотела по двум причинам: первая и самая главная – я знала, что на меня будут давить насчет кесарева сечения, будут проводить грубые осмотры, которые могут спровоцировать роды, хотя шейка еще не будет готова и будут предлагать всяческие инъекции, стимулирующие роды. Вторая причина – дома меня ждала старшая дочка, которой всего 3 годика, и уходить в роддом на 2 недели не входило в мои планы.
Я сказала, что подпишу отказ. Врач снова удивилась и лишь добавила: «Ну конечно, лучше ночью экстренно приезжать на скорой, чем мы бы тут наблюдали вас». Я молча подписала бумаги и вышла.
Схватки
Я благополучно проходила беременной еще несколько дней, а затем ночью во сне почувствовала тренировочные схватки. Интервал был где-то раз в 2 часа и они были не очень болезненными. На утро все прекратилось. Следующей ночью снова начались схватки, но уже с периодичностью раз в час. Вот они уже продолжились и утром все с той же периодичностью. Днем мы с мужем решили съездить в обычную поликлинику к моему врачу, чтобы на УЗИ посмотреть как там шов и стоит ли уже паковать сумки в роддом.
В кабинет я зашла с очередной схваткой и врач прямо во время УЗИ видела, как шейка матки у меня укоротилась и она была уже 2,5 см, а стенки ее сгладились. В итоге она констатировала, что мои схватки, скорее всего, будут все чаще и уже сегодня к вечеру я могу родить, поскольку процесс уже запустился. С мужем мы приехали домой и решили все же подождать немного. Позвонили в перинатальный центр врачу, который был готов помочь с естественными родами. Она сказала, чтобы я постаралась дотерпеть до 8 утра следующего дня, когда придет новая смена врачей и она вместе с ними постарается принять мои роды максимально внимательно, учитывая мое состояние и шов. Сегодня же была уже какая-то дежурная смена врачей и как она сказала, нет смысла приезжать.
Я постаралась последовать ее совету ничего не делать и пытаться дотянуть до утра. Лежа на диване и ничем себя не утруждая, я лишь подсчитывала интервалы между схватками, а они все сокращались. К 6 вечера интервал был уже 20-30 минут. К 21 вечера специальное приложение в телефоне показывало, что интервал уже 15 минут. К приезду моего мужа с работы в 22.30 вечера приложение оповестило, что интервал 10 минут и пора собираться в роддом. Я успела поесть и дособирать какие-то вещи. Мы позвонили моей маме и все вместе поехали в роддом. Мама и муж заранее сдали все анализы и сделали флюрограмму, чтобы иметь доступ в родзал, и если что быть со мной на родах. В итоге решили, что поскольку уже ночь, со мной останется рожать мама, а муж поедет обратно домой укладывать дочку спать.
При поступлении в роддом меня вышел осмотреть дежурный врач и им оказался как раз тот доктор, который делал мне первое кесарево, о чем я радостно его и оповестила. Он был настроен скептически, и сказал, что не понимает моего желания рожать самой, но раз уж я так хочу - пожалуйста. Раскрытия еще не было, но меня сразу отправили в родильный зал, поскольку, как выразился доктор, я «проблемная» и надо мной нужен контроль.
Мне сделали еще одно УЗИ, на котором выяснилось что, мой малыш, который к этому моменту занял правильное положение головой вниз и не имел никаких обвитий, успел все таки запутаться. У него было двойное обвитие: одна петля вокруг шеи, вторая проходила подмышкой. Но мне сказали, что петли слабые и это не помешает родам. Шов был состоятельный.
Оказавшись в родовой вместе с мамой, я сразу вспомнила первые роды и на меня нахлынули не самые приятные воспоминания, но я попыталась взять себя в руки и настроиться на то, что процесс будет снова мучительным, но я должна выдержать и родить. Мне принесли бумаги на подпись о том, что я отказываюсь от кесарева. Врач сказал, что я могу спокойно еще часа 4 ждать и ушел. Так с 12 ночи до 4 утра я разговаривала с мамой и переживала свои схватки, которые пока еще были терпимые. В какой-то момент они стали реже и менее болезненные. Я очень испугалась, что, возможно, у меня правда ослабла родовая деятельность, как предсказывали многие врачи, но затем схватки снова усилились и интервал стал небольшой. К 4 утра дежурный врач пришел, при осмотре выяснилось что раскрытие уже около 4 см, чему я очень была рада. Мне предложили проколоть плодный пузырь, но я не согласилась, потому что была научена первым своим опытом. На мое удивление, наставать на проколе врач и акушерка не стали. Меня снова оставили, велев звать, если что-то пойдет не так. Все это время я была подключена к аппарату КТГ, который следил за сердцебиением малыша, поэтому у меня не было возможности много двигаться, но я вставала и ходила возле кушетки насколько позволяла длина провода.
К 8 утра схватки были настолько сильные, что я уже стонала, упиралась ногами в кушетку и у меня мелькали мысли, что зря я затеяла все это. Сила моей воли потихоньку слабла. Но главное, уже произошла смена врачей, мы позвонили моему доктору, которая пришла в родильный зал, переговорила с новой сменой, где как раз оказалась заведующая, к которой обычно все стремятся попасть на роды. Заведующая меня осмотрела и сказала что раскрытие уже 6 см. Пузырь мне велели все же проколоть, поскольку сейчас уже была угроза, что если он сам лопнет, может спровоцировать отслойку плаценты. Тут уже я согласилась, ведь главное раскрытие уже было больше половины.
Тем временем, схватки были уже невыносимые. К 10 утра я выла и стонала, кричала и, как говорили мне врачи, пугала рожениц в других родзалах. В мой родзал пришли несколько врачей и 2 акушерки, поскольку мои роды были непредсказуемыми. Раскрытие было уже 8-9 см, головке малыша оставалось совсем чуть-чуть опуститься.
Роды
К 11 утра я уже кричала: « Делайте мне кесарево, я уже не могу!» Я действительно была вымотана болью и уже готова была на все, лишь бы это закончилось. Но мне сказали, что уже поздно, головка встала в родовые пути и сейчас мы будем тужиться. Я к своему стыду, закричала на врачей: «Ну так чего мы ждем? Давайте уже тужиться, я больше не могу!»
Кушетку переоборудовали в кресло, меня проинструктировали как дышать и тужиться. Я крепко схватилась за ручки кресла, вокруг меня столпились врачи и акушерки. На очередной схватке мне велели: «Дуйся!» И я, зажмурив глаза, тужилась, но чувствовала давление и жжение только в своей голове и висках. Врачи сказали, что я неправильно тужусь и направлять усилие нужно на низ живота. Я по неопытности никак не могла этого сделать, хотя и пыталась. На следующей схватке я снова тужилась, меня подбадривали, говорили, что еще вот-вот, малыш уже близко.
Но видимо мои потуги были слабыми. Заведующая сказала акушерке сделать разрез промежности. Мне вкололи обезболивающее и сделали эпизиотомию. И вот, на очередной моей потуге за один раз родился мой малыш. Я моментально почувствовала колоссальное облечение, как физическое, так и моральное. Вся боль наконец в миг ушла, а я была счастлива, что наконец увидела сыночка.
После этого с еще одной потугой я родила плаценту. Затем мне принесли бумаги на подпись, где говорилось, что я даю согласие на ручной осмотр матки под наркозом. Это обязательное условие во многих роддомах, хотя сейчас уже отказываются от этой практики и просто делают контрольное УЗИ. Я была согласна на этот осмотр, ведь я заранее знала о нем. Мне ввели внутривенный наркоз и осмотрели матку, а заодно зашили промежность.
После наркоза я отошла довольно быстро. Восстановление вообще было быстрое. К вечеру я уже могла нормально ходить и ухаживать за малышом. К слову, после кесарева только на следующие сутки я смогла как-то двигаться.
В течение всего времени, что я находилась в роддоме, ко мне заходили врачи, которые принимали роды и другие доктора, и все они очень удивлялись тому, как же я решилась на такие роды. По их словам, статистика естественных родов после кесарева ничтожно мала и в основном к ним в роддом приезжают отчаянные женщины, которые пережидают схватки дома и у которых уже полное раскрытие, поэтому нет выхода и у них принимают роды, но таких единицы. Так я стала местной роддомовской достопримечательностью. После таких естественных родов меня обрадовали тем, что теперь мой шов уже не играет никакой роли, следующую беременность я могу планировать когда захочу, не нужно выжидать какой-то промежуток.
Пройдя весь этот путь, хочу сказать, что если бы были малейшие показания для кесарев сечения, я бы не стала рисковать и, конечно же, сделала бы операцию. Но если состояние рубца позволяет родить самой, то, конечно, стоит попытаться это сделать. Отдельная тема для разговора – это сопротивление врачей и их нежелание брать на себя ответственность и их тоже можно понять, но если уж рожать самой, то нужно все-таки заранее искать тех докторов, которые будут поддерживать беременную в этом вопросе.
Анастасия, 2018 год"
Читайте другие статьи на нашем сайте: https://my-infant.com/ru-ru/home/interestingarticles/estestvennyerodyposlekesareva