Найти тему
G Journal

Вивальди – гений эпохи барокко

Оглавление

«Рыжий аббат», именно так, нередко современники величали Антонио Лучиано Вивальди – одарённого скрипача, педагога, дирижёра и хормейстера, а также священнослужителя. У него действительно был необычный для венецианцев медный оттенок волос, как у его родителя, а всё потому, что род Вивальди происходил из Ломбардии.

Начало

Будущий гений, пришёл в этот мир 04.03.1678 в Венеции. Его день рождения совпал с землетрясением, младенец родился раньше срока и был очень слабым. Малыша окрестили немедленно, опасаясь за его жизнь, а мать дала обет: если ребёнок выживет, станет священником.

Антонио выжил, но всегда отличался слабым здоровьем и худощавым телосложением. Астма, преследовала его до самой смерти, не позволив заняться игрой на духовых инструментах.

Венеция в те времена, была столицей праздников, карнавалов и концертов. Родители заботились о музыкальном воспитании детей, к какому бы сословию они ни принадлежали, поэтому неудивительно, что в парикмахерских для развлечения клиентов, ожидавших своей очереди, всегда находилось несколько музыкальных инструментов, чтобы те могли развлечь себя музыкой.

Предполагают, что первым наставником скрипки Антонио, был его отец. Мальчик был необычайно одарён, настолько, что уже в юном возрасте заменял отца в оркестре Сан-Марко, когда тот отлучался по делам.

-2

В возрасте 26 лет, Антонио выполнил материнский обет, и был рукоположен в священнослужители. Однако из-за слабого здоровья, он сумел отслужить всего несколько месс, затем его освободили от этого занятия, и он полностью посвятил свою жизнь музыке, оставаясь аббатом до самой смерти.

В Венеции, было множество приютов для детей-сирот или тех, кого по тем или иным причинам, определили туда родители. Мальчикам преподавали точные науки, готовя их к профессии торговцев, а девочек учили гуманитарным наукам и музыке. Такие приюты в Венецианской Республике, назывались консерваториями. В одной из них получил место и молодой аббат Антонио Вивальди. Он преподавал скрипку и альт, руководил хором, учил девочек пению, а также управлял оркестром, состоящим из учащихся.

В общей сложности, учитывая непродолжительные перерывы, маэстро отдал «Оспедале делла Пиета» 38 лет жизни. Он был обязан не только преподавать, но также писать музыкальные произведения для воспитанниц, создавать хоралы к праздникам, выступать на концертах со своими ученицами. На одном из таких концертов в консерватории, присутствовал датский король Фредерик IV, который был невероятно впечатлён музыкой молодого автора, и впоследствии Вивальди посвятил цикл из 12 сонат для скрипки.

Музыка

В тот период, наиболее популярным музыкальным жанром, была опера. Вивальди также увлёкся этим направлением. Всего, композитор написал более 90 опер, однако, сейчас подтверждено его авторство лишь в 40 опер. Первой была опера под названием «Оттон на вилле». Она имела большой успех в Венеции, и автор стал получать заказы из оперных театров Республики.

-3

В 1717 г. музыкант переехал в Мантую, чтобы стать капельмейстером при дворе местного правителя.

Вершиной творчества Антонио Вивальди, многие считают цикл из четырёх концертов «Времена года». Каждый сезон сопровождается сонетом, авторство которых также приписывается Вивальди.

В 1730 г. Вивальди приехал в столицу Австрии по приглашению Карла VI, однако, вскоре тот скончался, и началась война за австрийское наследство. Через год умер и сам маэстро. Могила его затерялась на Венском кладбище, так как умер великий музыкант бедняком.

Его творчество было забыто почти на две сотни лет. Лишь в начале XX в., благодаря трудам итальянского искусствоведа А. Джентили, мир вспомнил гениального ломбардского скрипача и композитора.