Найти тему
Пароход Онлайн

Капитализируй это. Смогут ли новгородские недострои превратиться в прибыльный бизнес

То, что по Великому Новгороду уже десятки лет раскиданы большие промышленные недостроенные здания, давно никого не удивляет. Интересно другое – одно время новгородцы регулярно читали в новостях, что вот-вот очередное «здание-призрак» приобретёт надлежащий вид. Содержание там, как правило, было одним и тем же – инвестор нашёлся, власть активно содействует. Но эти объекты по-прежнему «прокляты и забыты» и пугают своим видом горожан и туристов. Последняя весточка об инвестициях в недострои летали по Великому Новгороду четыре года назад – дальше всё было тихо. В 2018 году бизнес вновь заявляет о желании благоустроить заброшенные здания, сделав из них прибыльные проекты. Но дальше заявлений пока не пошёл никто.

Штрафное время

Нельзя сказать, что городская власть всё время, что стоят недострои, просто игнорировала их существование. Попытки придать зданиям достойный вид делались регулярно – иногда они даже заканчивались успешно. Долгое время ситуацию с заброшенным госпиталем на набережной реки Гзень считали безвыходной. Как городские чиновники ни старались, инвестор на этот объект не шёл. В 2018 году дело сдвинулось с мёртвой точки.

– Госпиталь, как и прилегающий к нему комплекс, принадлежал министерству обороны, – рассказывает глава городского комитета архитектуры и градостроительства Евгений Жилин. – Сейчас его передали в муниципальную собственность, объявлен конкурс на приобретение всего комплекса. С заброшенными объектами, оставшимися от военного гарнизона в Кречевицах, та же история. Но это перспективный район. Это хорошее место, мы даже разрабатывали проекты планировки для этой территории. Там красивые места, но они просто брошены после ухода военной части. Если туда придут хорошие инвесторы, это поможет району.

С другими недостроями Великого Новгорода, по словам Жилина, всё намного сложнее.

– Эти здания находятся в частной собственности. Мы ищем, кто бы мог их купить — ту же бывшую баню на Великой. Пока не можем найти. Собственников не устраивает цена. Владельцы продают эти объекты, но цена большая, не каждый сможет купить, а потом вложить средства в здание, которое из себя ничего не представляет. Снести их нельзя, хотя мы бы хотели так сделать и навести, наконец, порядок. Штрафовать? Но мы и так это делаем. Поймите, недострои – это общая проблема для городов России. Никто не знает, что с ними делать.

Примерно к такому же выводу пришла глава городского контрольно-административного управления Юлия Ездакова. Именно она каждый год выписывает нерадивым собственникам штрафы на сотни тысяч рублей за ненадлежащее состояние заброшенных зданий. Пока эффекта это не возымело.

– Некоторые недострои, как, например, цех «Волны», разбиты на части, каждая из которых принадлежит разным фирмам. Мы штрафуем всех, но какие-то участки объектов вообще числятся за физическими лицами. Для них штрафы совсем незначительные – от трёх до пяти тысяч рублей, – рассказала Ездакова.

По её словам, штрафы – это единственный способ как-то воздействовать на собственников заброшенных зданий. Потребовать снести недострои власть не имеет права – для этого необходима соответствующая законодательная база. Городские чиновники также требовали от собственников повесить на брошенную недвижимость фальшфасады, но на это пошли единицы.

– После штрафов некоторые собственники иногда пытаются привести территорию в надлежащее состояние – начинают косить, ремонтировать. Вот минобороны мы без конца штрафовали – закончилось тем, что они отдали госпиталь городу. Потому что поняли, что у них больше нет на выплаты финансовых средств, – отметила глава контрольно-административного управления.

Другие собственники предпочитают исправно платить штрафы за недвижимость, которая, судя по всему, больше похожа на тяжёлый балласт, чем на инвестиционный ресурс. В пользу этого довода говорит тот факт, что собственники у зданий менялись не один раз, но достроить их не удалось никому.

Но нынешние владельцы «недостроев» всё-таки намерены довести дело до конца – то есть до состоявшегося бизнес-проекта.

Читать далее – на сайте «Пароход Онлайн»