Очередная, пусть и круглая годовщина со дня появления на свет великого Абая – даёт нам повод вновь задуматься о вопросах отечественного бытия, которые даже за полтораста лет не утеряли своей острой актуальности.
Наверное, покойный и вообразить не мог, какую популярность обретет его имя много десятилетий спустя после смерти, в национальной культуре уже совсем другого, независимого Казахстана.
Чтобы описать масштаб, который он занимает в коллективном сознательном и бессознательном казахстанцев, можно применить целый забор синонимов: икона, идол, легенда, opinion-maker, бренд и в конце концов – миф.
Нет, последнее означает не то, чтобы вы уже успели подумать и может даже начать писать заявление по окаянной 174-й статье УК РК.
Но надо быть очень наивными людьми, чтобы не увидеть, как реального человека (который, безусловно, опередил своё время) превращают в совершенно лакировочный глянцевый образ, который по своим ТТХ ничем не отличается от гламурных селебрити.
Безгрешен, всезнающ, идеален во всех отношениях и лишенный не только негативных, но и вообще человеческих качеств.
Такой образ очень удобен, чтобы стать масскультовским мемом, но заслоняет от потомков подлинную фигуру Абая как очень интересной и сложной личности.
Собственно, отсюда все эти попытки «демифологизации».
Либеральный блогер Туреханов, - две недели назад спровоцировавший другой нацсрач, - года полтора назад высказал гипотезу, что «Слова назидания» это продукт советской пропаганды.
Совсем недавно другой сетевой трибун Нурлан Байдильда высказал компромиссную идею, что великий казахский поэт и мыслитель не был именно великим, а просто жил на свете хороший парень, которого раскрутили как звезду.
Можно сколь угодно негодовать от этих набросов, но они лишь закономерная реакция на ту свистопляску, в которую превратилось официальное абаеведение.
Подлинный Кунанбаев по-прежнему скрыт от нас завесой времени, а также тем банальным фактом, что мы так привыкли его превозносить, что неизбежно перестали читать.
Пора вернуться к этому немодному, но душеполезному занятию.