Один из важнейших вопросов организации армии – выделение в ней самостоятельных «родов войск», каждый из которых по-своему вооружается, управляется и применяется.
В этой заметке – том, что какие еще типы вооруженных сил действуют на суше, кроме регулярной и нерегулярной армии.
В предыдущей заметке мы выяснили, в чем разница между призывной армией и службой по призыву, а также между партизанами и диверсантами. Однако цели сухопутных вооруженных сил намного более разнообразны.
Зачем нужны гарнизонные войска?
Гарнизонные войска воспринимаются у нас почти как анекдот из-за нелепой ассоциации с Линией Мажино и поражениями Франции во Второй Мировой. Ассоциация нелепа по множеству причин: линия Мажино не была причиной поражения, ее строительство не было ошибкой, в силе укреплений мы сами имели возможность убедиться, штурмуя «Линию Маннергейма» во время войн с Финляндией – и, главное, в истории самой России гарнизонные войска играли решающую роль.
Чем отличаются гарнизонные войска от регулярных? Отсутствием мобильности, которая принесена в жертву укреплениям и огневой мощи. Гарнизонные войска можно разделить на 4 подтипа:
1. Гарнизоны крепостей
2. Гарнизоны укрепленных районов
3. Гарнизоны линий снабжения
4. Гарнизоны городов
Мы нечасто слышим о действиях гарнизонных войск в войне: их роль пассивна, их замечают, когда они атакованы. Но главная задача гарнизонных войск – не столько вести оборонительные бои, сколько делать маловероятным само нападение. Склады, вокзалы, города – все эти объекты стратегически важны, и занять их может даже маленький отряд противника. Партизанский или мобильный. Наличие гарнизонов замедляет его действия, заставляет выделять для захвата объекта значительные регулярные силы. Поэтому не нужно думать, что гарнизон был бесполезен, если он сдался. Пользу от гарнизона очень просто измерить: сколько регулярных вражеских войск и на какое время он удержал вокруг себя. Однако есть и более важное стратегическое преимущество: наличие гарнизонов в тылу позволяет регулярной армии более свободно маневрировать, удаляясь дальше, появляясь в неожиданных местах.
В истории России все 4 типа гарнизонов сыграли свою роль. Россия создавалась через «засечную черту»: линии укреплений и крепостей, уходящих в степь. Во Вторую Мировую «укрепленные районы» сыграли неоднозначную роль: через некоторые немцы прошли, как будто их и не было, а другие смоги оказать заметное сопротивление. Гарнизоны городов во время мировой войны уступили место учебным частям (мобилизованные в армию жители городов охраняли их во время обучения), но до XXв. (а также в XXIв., где мобилизационные армии стремительно устаревают) они были очень важны.
Наконец, отсутствие гарнизонных войск в современной России привело к тому, что в их качестве используются части регулярной армии. Наши сухопутные вооруженные силы составляют сегодня около миллиона человек, из которых от 100тыс. до 200тыс. приходится на полноценную регулярную армию. Остальные теоретически должны заниматься подготовкой призывников – их военным обучением и направлением в резерв. Однако на практике очень большая часть этих войск, вместо того, чтобы готовить призывников, стережет военные базы. Стережет плохо, поскольку это не специально подготовленные гарнизоны линий снабжения. В результате мы тратим на их содержание непропорционально большие средства (содержание гарнизона обходится намного дешевле), а военная техника все равно оказывается на «черном рынке».
Конечно же, такая большая страна, как Россия, не может существовать без гарнизонных войск, и то, что они не выделены у нас в отдельный тип вооруженных сил – дорого нам обходится.
Зачем нужна милиция?
В чем-то схожие с гарнизонными войсками функции выполняет и военная милиция. Это «ополчение», собираемое из местных жителей региона в случае возникновения в нем военной (а иногда и иной) угрозы. Милиция не покидает место жительства, для нее не строятся казармы и вообще – в мирное время она как бы «не существует», бойцы милиции занимаются своими собственными делами.
Если гарнизоны предназначены для того, чтобы помешать противнику захватить стратегически важные объекты, то милиция – для того, чтобы помешать ему занять территорию как таковую. Милиция более подвижна, так как охраняет регион. Самый известный пример такого рода милиции – это, конечно, «национальная гвардия» в США. Российскую «нацгвардию», созданную якобы по аналогии с американской, сюда отнести нельзя, она больше похожа на полицейские войска. Однако исторически милиция тоже играла важную роль: в Российской Империи.
Сама по себе идея милиции опирается на вооруженных гражданских людей. Охотников, как в Финляндии. Или вооруженную нацию, как в Швейцарии. В дореволюционной России вооруженными могли быть самые разные люди – от крестьян до дворян – поэтому и милиция существовала и играла важную роль в войне с Наполеоном в 1812г.
Стоит отметить, что для милиции не так важно, существует ли она официально на уровне всей страны (Швейцария), или собирается отдельными регионами (США), или даже гражданскими организациями (как в той же Финляндии, Шюцкор). Еще одно достоинство милиции – она может быть гораздо более эффективной основой для мобилизационной армии, чем прошедшие призывную службу резервисты. Это подтверждает опыт той же Финляндии (финская армия оказалось одной из лучших во Вторую Мировую) и, особенно, опыт Гражданской войны в США, где основную тяжесть боев за Север вынесли на себе ополчения разных штатов («Добровольческая армия»).
Естественно, с приходом советской власти сама идея свободного владения оружием гражданским населением стала немыслимой. Милиция воспринималась не иначе как основа для восстания. Поэтому власти СССР «подменили» термин и начали называть «милицией» государственную службу (то, что в дореволюционной России называлось «жандармами»). В результате мы получили совсем смешную ситуацию: «милиция» ассоциируется у нас с Министерством внутренних дел, «жандармы» с «кровавым царизмом», «полиция» с «фашистскими полицаями»… а «ополчение» – с мужиками с вилами. Все эти ассоциации неверны, поэтому очень сложно пользоваться терминами военной истории и военного искусства: не имеющие специальной подготовки люди гарантированно поймут все неправильно.
В следующей части заметки (будет опубликована ориентировочно в среду) мы рассмотрим роль полицейских и пограничных войск.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory