13,3K подписчиков

Как в СССР проходила выставка АВТОПРОМ-84

1,1K прочитали

В 1984 году на ВДНХ огромный павильон и большая площадка перед ним были отведены под экспозицию выставки АВТОПРОМ-84. Выставка была не простая, а приуроченная к юбилею: 60-летию советского автомобилестроения.

Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com

Кстати говоря, надо отметить, что помимо автомобилей, там еще демонстрировались и велосипеды, мотоциклы, вагоны метро, комбайны и даже почему-то холодильники и другая бытовая техника. Логику такой экспозиции никто не понял, но посетителей было много все равно.

Главная часть выставки была отведена под автомобили прошлых лет, например, АМО-Ф15, покрашенный в ярко-красный цвет: один из первых советских грузовиков.

АМО - Ф15. Фото: www.autoade.ru
АМО - Ф15. Фото: www.autoade.ru

Ну а центральное место выставки АВТОПРОМ-84 было отведено под демонстрацию первого в СССР переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108. О том, как создавали знаменитое "зубило", можно написать отдельную историю - настолько она была занимательной и непростой (однажды я расскажу об этом в материалах канала, следите за обновлениями, а лучше - подпишитесь :))

Фото: ucrazy.ru
Фото: ucrazy.ru

Ну а официальная, для прессы, версия гласила, что машина была создана в рекордно сжатые сроки: в 1978 году было утверждено техзадание на проектирование, а уже в 1984 году была готова первая промышленная партия. Кстати говоря, первое, что замечали посетители выставки - это то, что на автомобиле больше нет привычной глазу надписи "Жигули", только одна "Лада" - именно с этого года все автомобили этого семейства станут называться только "Ладами".

Фото: driveboom.ru
Фото: driveboom.ru

Самым впечатляющим зрелищем на этой выставке был, пожалуй, БелАЗ-7521 с двигателем 2300 л.с., и с грузоподъемностью 180 (!) тонн. Чтобы водителю попасть в кабину, ему надо подняться по лестнице из 12 ступенек.

Фото: commons.wikimedia.org
Фото: commons.wikimedia.org

Также на выставке был представлен опытный образец большого (на 120 мест) городского автобуса. Сейчас, оглядываясь в прошлое, мы можем вспомнить. что этот опытный образец очень даже хорошо прижился на улицах разных городов СССР. В 1984 году всего лишь 1% автобусов работал на дизеле, и начиная с этой модели - ЛИАЗ-5256, который к тому же имел коробку-автомат и пневматическую подвеску, началась всеобщая "дизелизация" автобусов.

Фото: truck.ironhorse.ru
Фото: truck.ironhorse.ru

Ну а самым необыкновенным, инновационным, как бы сказали мы сегодня, были на этой выставке электромобили ВАЗ-2702 и РАФ 2210. Уже в то время светлые головы начинали задумываться над ограниченностью запасов природных ресурсов, и занимались разработкой экономичного автомобиля, работающего на альтернативном топливе.

Фото: carakoom.com
Фото: carakoom.com

Что интересно - на этой выставке (напомню, на дворе - 1984 год), не было ни одного нового "Москвича" и ни одного "Запорожца" - новые модели были засекречены и потому не демонстрировались широкой публике. Выпуск этих авто был запланирован на 1987 год, было только известно, что в новом ЗАЗ будет внедрена электронная система зажигания и водное охлаждение двигателя.

Помимо перечисленных выше моделей, на выставке было еще множество грузовиков, предназначенных для облегчения жизни в сельских районах: скотовозы, цистерны, машины для перевозки цыплят, продуктовые фургоны и пр.; немало внимания было уделено и новым автобусам: вахтовые, междугородные, повышенной проходимости и др.

"Автобус для сельских районов" - ПАЗ-3205. Фото: avto-nomer.ru
"Автобус для сельских районов" - ПАЗ-3205. Фото: avto-nomer.ru

Ну а советские любители автомобильного спорта могли полюбоваться на новую модель для ралли - ВАЗ 2105 ВФТС. Этот автомобиль был подготовлен для выставки гонщиком, заслуженным мастером спорта Стасисом Брундзой.

Фото: ladapriora.ru
Фото: ladapriora.ru

Спасибо за внимание к этой публикации и надеюсь, что вам понравились воспоминания о той далекой, но очень зрелищной и впечатляющей своими масштабами выставке - АВТОПРОМ-84.