Найти тему

"Марсианин" (2015)

Не становитесь, дети, космонавтами!

Именно такая мысль возникает во время просмотра фильма Ридли Скотта "Марсианин", снятого по нашумевшей одноимённой книге Энди Вейра.

По сюжету группа космонавтов экстренно покидает Марс из-за неожиданно разыгравшейся бури. Марка Уотни (Мэтт Дэймон) сбивает с ног и уносит далеко от коллег неустойчивое научное оборудование. Группа считает его погибшим и улетает. А далее начинается борьба выжившего Марка Уотни за спасение своей жизни на Марсе, и такая же борьба НАСА на Земле за спасение того же Марка Уотни.

В фантастическом фильме с претензией на реальность, каким является "Марсианин", есть всё, чтобы убедить зрителя именно во втором. Демонстрация тяжести бремени, выпавшего на долю главного героя, чередуется и гармонично сочетается со сложностями, какие необходимо преодолеть НАСА и спасшимся космонавтам, чтобы вернуть его домой.

Здесь и самоподрыв при попытке наладить водоснабжение, и переменный успех в ботанике, и сложности связи с Землёй, и взрыв корпуса жизнеобеспечения, и гибель растений, и нехтатка провизии, и ускоренное строительство ракеты для доставки провизии на Марс, и постройка новой ракеты и протест друзей Уотни, которые чувствуют свою вину за его положение. Подогревает накал переживаний неумолимо бегущее время: на экране то и дело отсчитываются так называемые солы – марсианские сутки, которые равны 24 часам и 39 минутам. Всего их проходит около 800, что в общей сложности составляет чуть больше года земных. И так всё убедительно, но...

Классическое станиславское «не верю» то и дело вертится на языке. Не верю в то, что возможно практически щелчком пальца ускорить в разы строительство ракеты: как будто это не сложнейший механизм с сотнями этапами проверки, а покраска забора. Не верю, что обычная плёнка и скотч в условиях Марса способны надежно закрыть огромную дыру в корпусе жилого модуля, позволив ему функционировать в обычном режиме. Не верю в подобную самостоятельность космонавтов, когда они обязаны чётко следовать строгому уставу и приказам руководства. Не верю, в конце концов, в молодость учёных и работников НАСА и в их редкие реплики, сплошь состоящие из непонятных терминов и наполненные не столько смыслом, сколько пафосом.

Это "не верю" вкупе с демонстрируемыми действиями НАСА и шутливым отношением учёных к решению серьёзных вопросов, к своему делу, к жизни того человека на Марсе и тех ребят в космосе превращает детские мечты многих стать космонавтами в пыль от топота создателей ленты в созданном ими цирке. Потому как ответственная и важная работа космонавта в этой картине больше походит на добровольный и изощрённый способ суицида в стиле русской рулетки, для которого к тому же нужно получить не одно образование.

Эту метаморфозу столь без пяти минут трагического положения дел в фарс, в увлекательное экстремальное путешествие по Марсу обуславливает и слишком быстрое течение событий под диско в музыкальном сопровождении. И вроде бы понятно: шутки – один из залогов успешного проката, без форсирования событий фильм длился бы гораздо дольше двух с половиной часов, да и надо же давать дорогу начинающим актёрам. А не верю...

Такой дорогой, перспективный, нашумевший фильм, а никакой смысловой нагрузки не несёт. Только старую добрую киношную сентиментальность, бессовестное искажение редких реальных фактов ради сюжетной уместности и крутость американцев. Посмотреть «Марсианина» можно разве что из-за бесспорно колоссальной актёрской работы Мэтта Дэймона. Он, в отличие от сценаристов, реалистично передаёт борьбу с реальностью. И да, задница у него отличная.