Найти тему
3Devise

RC CAR. Аппаратура (аппа). Основы выбора.

Главная особенность автомоделизма – большая массовость, благодаря чему на рынке преобладают модели в комплектации RTR – собранный автомобиль и всё необходимое для запуска в одной коробке. Именно по этой причине у начинающего покупателя может сложиться впечатление, что передатчик – это один из обязательных элементов набора. Следующий шаг в такой ситуации – большое количество простейших систем радиоуправления в арсенале пользователя, по одному для каждой модели. Когда и почему передатчик из RTR-комплекта стоит заменить, какие преимущества это даёт и каков максимум функциональных возможностей современных систем – об этом мы расскажем в сегодняшней публикации.

Основные принципы выбора аппаратуры радиоуправления для автомоделей

Перечисленные здесь особенности – важные и заметные по мнению большинства опытных пользователей, на них стоит обратить внимание при выборе. Серьёзный подход к вопросу неоднократно оправдает себя и поможет избежать многих сложностей. Итак, несколько важных моментов:

-2
  • Дальность действия и качество связи. Как правило, автомодели способны быстро разгоняться до высокой скорости, по динамике они уверенно превосходят полноразмерные машины. Именно по этой причине непрерывная и уверенная передача сигнала – это Ваша безопасность и безопасность окружающих;
  • Эргономика. По этому критерию нет «хороших» и «плохих» передатчиков – есть те, которые подойдут именно Вам. Разумеется, есть и универсальные решения для повышения удобства, например – применение накладок из мягкого пластика и даже изменяемого положения рулевого колеса;
  • Прочность и долговечность. Вас может удивить то, насколько многие из «бесплатных» передатчиков, включённых в комплекты моделей, быстро приходят в негодность при агрессивной манере управления. В таком случае определённо стоит заменить систему радиоуправления на более надёжную;
  • Настраиваемые параметры. К ним относятся: регулировка расходов по всем каналам, экспоненты (нелинейность отклика, от этой настройки зависит чувствительность управления), функция ABS и много другое;
  • Сохранение настроек. Имея такую возможность, Вы узнаете, насколько просто и удобно иметь один передатчик для всех моделей;
  • Скорость отработки и точность управления. Возможно, эти параметры не будут понятны начинающему пилоту, однако именно они часто играют решающую роль на гоночной трассе. Кроме аппаратуры радиоуправления, этим требованиям должны соответствовать применяемые сервомашнки;
  • Доступность приёмников, их наличие в продаже;
  • Специальные возможности. Прежде всего, могут понадобится дополнительные каналы управления – они могут использоваться, например, для включения задней передачи модели с ДВС или для управления светом фар. Есть и более редкие функции, например: специальные микшеры для краулеров, управление чувствительностью гироскопа, замедление каналов и многое другое. Вполне возможно, что Ваша следующая модель потребует их наличия;
  • Телеметрия. Её наличие не обязательно, однако сильно помогает пилоту. Передача данных о температуре и оборотах двигателя упрощает обкатку и настройку ДВС, дистанционный контроль напряжения силового аккумулятора помогает продлить ресурс батареи, а знать текущую скорость автомобиля – как минимум, интересно. Зачастую информация дублируется голосовыми командами и вибрацией – это очень удобно, в ответственные моменты можно не отвлекаться на дисплей передатчика.
-3

Вся аппаратура по типу модуляции делится на АМ и FM.

Самая простая, и, как следствие, самая дешевая, но не очень надежная - это аппаратура, в которой используется амплитудная модуляция (АМ). Как правило, это 2-4 (реже 5-6) -канальная аппаратура без всяких наворотов (максимум, что может быть - реверс-переключатели каналов). Безусловно, на ней можно учиться летать, но управлять с ее помощью более серьезной моделью не стоит, т.к. гарантированная дальность ее действия - не более 300-500 метров, а помехозащищенность оставляет желать... Передатчик слабоват по мощности (100-500 мВт), приемник (2-4 канала) "туповат" по чувствительности (5-10 мкВ) и избирательности...

FM аппаратура имеет более высокие эксплуатационные характеристики, и также подразделяется на 2 класса: PPM и PCM
FM передатчики могут иметь выходную мощность до 2 Вт, а супергетеродиновые приемники (особенно с двойным преобразованием частоты) имеют очень высокую чувствительность (0,5-1,0 мкВ) и отличную избирательность по соседнему каналу.

Простые модели FM передатчиков (стандарт - 4 канала) обычно имеют возможность реверсирования каналов управления, в них предусмотрено "наращивание" функций, т.е. вы сможете самостоятельно добавить некоторые стандартные модули. С помощью этих модулей вы сможете увеличить число пропорциональных каналов до 6-8, добавить пару дискретных каналов, ввести функции микширования сигнала или задать нелинейность функции отклонения рулей (так называемое «логарифмирование»). Подобные передатчики почему-то называют "аналоговыми". Это, в принципе, не верно, т.к. любой современный аппарат для RC-управления обязательно имеет цифровую кодирующую часть - шифратор, и аналоговую - генератор ВЧ колебаний, которые антенной излучаются в свободное пространство.


Компьютерные (микропроцессорные) передатчики.
Это - песня! Все, что описано выше - детский лепет по сравнению с возможностями подобной техники. Мощный специализированный микропроцессор, управляющий работой всего устройства, многострочный (а иногда - даже графический!) жидкокристаллический дисплей, несколько десятков функций, которые можно программировать по вашим требованиям (от сложного канального микширования до задания характера пропорциональности отклонения рулей), набор встроенных программ для разных видов моделей (3-5 самолетов, столько же планеров и вертолетов, в разных вариантах управления), часы, таймеры, память на несколько (от 2 до 50) разных моделей, тест-программы, контроль за состоянием аккумуляторов и многое-многое другое! И самое главное: компьютерные передатчики, как правило, поддерживают 2 режима работы - РРМ и РСМ. Кстати: РРМ и РСМ - это не вид модуляции, как часто ошибочно пишут, а способ кодирования сигнала

-4

Теперь о приемниках

Учитывая, что основная (и двуединая, в отличие от передатчика) функция приемника - достоверно принять и дешифровать (раскодировать) сигнал дистанционного управления моделью, следует сказать, что любой RC-приемник функционально состоит все же из 2-х частей: собственно приемника и дешифратора. Приемник принимает и усиливает ВЧ-колебания, передаваемые передатчиком, а дешифратор расшифровывает их и "раздает" по исполнительным механизмам (машинкам).

Известно, что качество и возможности любой системы, в том числе аппаратуры, независимо от того, какая она - АМ, FM, PPM или PCM, определяются самым худшим ее компонентом. Отсюда вывод: функциональные возможности приемника не должны намного превосходить возможности вашего передатчика - это бессмысленно. Но, чем выше технические параметры приемника (прежде всего - его чувствительность и избирательность), тем лучше!

Все приемники для RC-аппаратуры, так же, как и передатчики, по виду модуляции делятся на 2 вида: АМ и FM.

АМ приемники. Им присущи все достоинства и недостатки АМ аппаратуры. Простота, дешевизна, и, как следствие - не очень высокие технические показатели. Что важнее - решайте сами. Естественно, что АМ приемники работают только с АМ передатчиками.

В свою очередь, FM приемники, тоже подразделяются на 2 вида: РРМ и РСМ. Кроме того, FM приемники бывают еще и двух типов: с одним преобразованием частоты и с двумя. Не вдаваясь в дебри спектрального анализа, скажу: двойное преобразование частоты позволяет существенно улучшить избирательность приемного тракта и его чувствительность, а это значит, общую надежность и помехозащищенность всей системы радиоуправления в целом. РСМ приемники, как самые "навороченные", обычно имеют двойное преобразование частоты, обладают очень высокой чувствительностью и избирательностью, при соответственной цене. Более подробно мы поговорим об их преимуществах, когда будем рассматривать принцип работы РСМ-систем.

-5
Понравилась статья расскажите друзьям!