В середине XX века Америку захлестнула пин-ап-мания. Идеализированные розовощекие красавицы с безупречными локонами, в чулках и на высоких каблуках мелькали тут и там: в журналах, на плакатах, календарях, открытках, упаковках косметики. Рисунки художника Джила Элвгрена хоть раз видел, пожалуй, каждый американец, а вот иллюстрации начала века менее известны.
На самом деле историю пин-апа можно отсчитывать с 1890-х, хотя впервые его название было употреблено только в спустя полстолетия в 1941 году, когда более четко обозначились границы жанра. Вплоть до Первой мировой войны идеалом красоты была «девушка Гибсона».
Эти рисунки пока имели мало общего с иллюстрации середины века, но уже заметны основные жанровые характеристики: самостоятельная, самодостаточная но при этом женственная и всегда одинаково прекрасная героиня – всё же ни капельки не феминистка. Одно из основных свойств пин-апа – многосерийность и клиширование образа. Часто это одно и то же лицо в разных нарядах и обстоятельствах, поэтому художнику было не так-то просто было сохранять интерес публики! Но Чарльзу Гибсону это удавалось на протяжении тридцати лет, пока чуть карикатурная девушка с высоким шиньоном и осиной талией (чаще всего моделью была актриса Камилл Клиффорд) не сходила со страниц журнала Life.
А эти рисунки выглядят знакомо, правда? Их используют для многочисленных мемов, а значит, они обрели вторую жизнь!
Но образ «девушки Гибсона» со временем превратился штамп, как, впрочем, и весь пин-ап. Довольно предсказуемый исход для направления, обросшего канонами. Вообще это характерная черта любого масс-арта: посмотрите хотя бы на диснеевских принцесс, вышедших словно из одного инкубатора. Но пока оставим упадочные настроения и поговорим о расцвете стиля.
100%-ный пин-ап – это, конечно, Джил Элвгрен, Джордж Петти, Альберто Варгас и другие авторы, начавшие создавать своих рисованных красавиц в 30-е годы. «Девушки Варгаса» стали достойными преемницами «девушек Гибсона». Бессменной моделью Альберто Варгаса была его жена Анна Мей, после смерти которой он навсегда отказался от рисования. В свое время за ее стилизованные портреты чуть ли не дрались журналы Esquire и Playboy, а во времена Второй мировой иллюстрациями художника были вдохновлены изображения на фюзеляжах военных самолетов.
«Девушки Петти» наступали варгасовским соперницам на пятки и тоже регулярно появлялись на страницах Esquire и бороздили воздушные просторы. Например, на бомбардировщике Memphis Belle, что показано в фильме «Красавица Мемфиса». Так что формулировка «Первым делом самолеты! Ну а девушки? А девушки потом!» верна только отчасти.
В целом для рисунков Джорджа Петти характерна еще большая стилизация, приближенная к мультяшности (не зря я провела параллель с творчеством Уолта Диснея).
Совсем иной кажется манера Джила Элвгрена. Здесь гораздо больше «бытописательной» составляющей, натурализма и детальной прорисовки не только самой героини, но и ее окружения. Хотя, конечно, чего греха таить – и талия сильно заужена, и глаза увеличены, и губки уточкой. Без этого пин-ап не был бы пин-апом! Среди всех американских художников данного направления Джила Элвгрен – словно Пушкин в русской литературе. Классика!
В статье моего блога PaintingRussia ищите еще больше иллюстраций в жанре пин-ап! И пишите в комментариях, как Вам такое искусство? ;)