Давно хотела написать статью на эту тему.
А тут как раз недавно опубликовали интервью с Умберто Леоне. Ссылку на него могу дать по просьбе, желающим в личку.
Вкратце: Умберто Леоне стоял у истоков породы, как раз он начинал ее восстановление, вместе с другими энтузиастами. У него вся семья занимается кане корсо. От его собак происходит знаменитый Плуд, один из трех кобелей, на чьих кровях была выстроена потом вся порода.
Этими тремя кобелями были известнейший Базир, с которого написан первый стандарт, его брат Булан и вот Плуд.
Так вот, итальянцы долго уверяли, что они только собирали представителей породы по стране и по всему миру. А на них уже строили все остальное разведение, именно от них и плясали, никаких посторонних примесей не допускали.
В интервью же синьор Леоне четко говорит: да, приливали крови. Правда, не на начальном этапе, а потом, чтобы "корсо могли участвовать в выставках. Загрязнили породу."
В общем-то, и раньше было понятно, что какие-то породы приливались. Потому что, хоть и вполне возможно, что во многих итальянских семьях, таких, как Леоне, ухитрились сохранить породу в чистоте, но на трех кобелях породу не возродить.
Слишком большое генетическое однообразие. Может наступить инбредная депрессия, что приведет не к возрождению породы, а, наоборот, к ее полному вымиранию.
Впрочем, приливание кровей схожих по изначальному происхождению пород - обычная практика в племенном собаководстве.
Что кане корсо, что бульмастифы, доги, боксеры и многие прочие, явно имеют одного общего предка на каком-то начальном этапе. Возможно, ту самую "собаку римских легионеров". Все они в чем-то на нее похожи, но в чем-то отличаются.
Так что идея-то вполне нормальная, и ее реализация даже не просто допустима, а необходима, в случае, если требуется получить здоровых собак.
А при грамотном подходе к разведению внешность выработается правильная, здоровье останется, и всякое упоминание о примесях уйдет. Что мы и видим, скажем, на примере черного терьера.
Хоть итальянцы от метизации яростно открещивались, но вопрос "и кого вы тут хотите обмануть?" просто кружился в воздухе. Так как для любого человека, сколько-нибудь разбирающегося в кинологии, дело было ясное, что дело темное.
И вот, наконец, синьор Леоне таки сознался. Ну и что же, что не начальном этапе, но ведь было! А для России и те времена, когда это было - начальный этап, так что нам без разницы, мы получили уже готовый результат.
Впрочем, какие-то итальянские породники и раньше не утаивали, что примешивание других пород вполне реально. Помню намеки и у Джорджио, и у Индивери, и у Вандони. Хоть Вандони и не породник в прямом смысле этого слова, но в корсах разбирается превосходно, историю породы знает, лично знаком, даже дружен, с большинством отцов-основателей и помогал по меньшей мере советами.
И самая основная примета приливания других пород - это, как ни странно, окрасы.
Вон у черных терьеров сколько лет прошло, а окрасы пород-основательниц нет-нет, да стреляют. Причем только по окрасам можно догадаться, что пород-участниц выведения было немножко больше, чем официально заявляемые три (ризеншнауцер, ротвейлер, эрдельтерьер) плюс, в некоторых линиях, еще одна (ньюфаундленд).
Фото из личного архива и открытого доступа.
Подписка на канал и "палец вверх" очень приятны для автора и его стаи.
Примечание: в хозяйстве имеются четверо детей, муж, я, три кане корсо, два японских шпица и некоторое число котов (два присутствуют постоянно, ну и еще понаехавших когда сколько).