Блюз зародился в конце XIX века в юго-восточной части США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл», «соул». Слово "Блюз" означает "уныние", "хандра" (англ. blues от blue devils).
Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.
Этот топ, основанный на мнении авторов Guitar Blog, расскажет о лучших блюзовых гитаристах всех времен.
Топ-лист не имеет "мест", все гитаристы здесь считаются равными в исполнении и во вкладе в развитие музыки.
Топ разделён на 2 статьи по 5 легендарных исполнителей блюза.
В этой части вы познакомитесь со "старичками" блюза: трое королей блюза (B.B. King, Albert King, Freddie King), с Muddy Waters и с Buddy Guy.
Приятного чтения!
__________________
1 - "Король блюза" B.B. King
Би Би Кинг (настоящее имя Райли Би Кинг) родился 16 сентября 1925 недалеко от города Итта-Бена, Миссисипи. B.B. King - американский блюзовый гитарист, певец, автор песен, которого поклонники именуют "королём блюза".
«Би Би Кинг представил нам утонченный стиль гитарного соло, основанный на плавном бендинге и блестящем вибрато, повлиявший практически на каждого последователя электрогитарного блюза».
Одной из его наиболее знаменитых композиций является
«The Thrill Is Gone» (1969).
История о пожаре и гитаре "Люсиль"
Зимой 1949 года Би Би Кинг дал концерт в танцевальном зале в городе Твист, штат Арканзас.
Для того, чтобы обогреть помещение, была установлена бочка, на половину наполненная керосином – обычно дело для тех времён.
В ходе выступления между двумя посетителями началась потасовка, и в драке бочку опрокинули. Зал тут же охватил огонь, и люди были выведены из здания в срочном порядке.
Оказавшись снаружи, Кинг понял, что в суматохе оставил в зале свою гитару. Он вошёл в уже пылающее здание, чтобы спасти инструмент от огня – это была полуакустика Gibson. В результате пожара погибли два человека. На следующий день из новостей Би Би Кинг узнал, что те двое подрались из-за женщины по имени Люсиль. Эту свою гитару Би Би Кинг назвал этим именем, как и все последующие инструменты после инцидента с пожаром.
Имя инструмента он выбрал в качестве напоминания о том, что не стоит делать глупостей вроде начинать драку из-за женщины или забегать в горящее здание за гитарой.
__________________
2 - "Король блюза" и "Бархатный бульдозер" Albert King
Альберт Кинг (англ. Albert King, настоящее имя Альберт Нельсон) — американский блюзовый певец, гитарист, автор песен. Родился 25 апреля 1923 года.
Альберт Кинг - один из первых королей гитары типа Flying V, левша, завоевавший своей оригинальной "манерой игры наоборот" (из-за того, что он левша - он просто повернул гитару и играл струнами "наоборот") место в истории и признание любителей блюза.
Интенсивный, густой звук его гитары и обманчиво простой стиль оказали неоценимое влияние на легионы гитаристов.
Одна из характерных особенностей его стиля – игра без медиатора. “Я никогда не мог играть медиатором,” – говорил он в интервью с журналом Guitar Player – “Я пробовал, но как только я разогревался, швырял его в угол. Наконец я решил – ну его к чёрту. Так что теперь я играю просто большим пальцем”.
Практически любой блюзовый гитарист попытался снять хотя бы одну фирменную фразу Альберт Кинга, и при этом с удивлением обнаруживал, что то, что кажется таким простым на слух, но так трудно воспроизвести самому. Кинг как-то сказал, вспоминая о своей работе водителем бульдозера, что может поднять ковер с пола, не оставив на нем не единой царапины. Эта же фраза в переносном смысле применима и к его стилю игры, одновременно сочетающему напор и деликатность. Его телосложение и мягкая игра, а также работа в поле на бульдозере стали причиной, по которой Кинга прозывали "Бархатным бульдозером".
К 1958-му году у Альберта появилась его Гибсон “Flying V”, гитара, которая всегда будет ассоциириваться с Кингом. Он называл её “Люси”. Может быть, он следовал примеру Би Би Кинга, называвшему свою гитару “Люсиль”, но сам Альберт утверждает, что он назвал её в честь актрисы Люсиль Болл из популярного комедийного шоу I Love Lucy.
Кстати, долгое время существовал слух, что Альберт и Би Би – братья. Надо сказать, Альберт не особенно старался это опровергнуть.
Среди коллег-музыкантов Альберт был известен не только за гитарную игру, но и за тяжёлый, неуживчивый характер. Его группа меняла состав с неслыханной быстротой.
__________________
3 - Третий "Король блюза" и "Техасское пушечное ядро" Freddie King
Фредди Кинг (англ. Freddie King, настоящее имя Фредерик Кристиан Кинг) — американский блюзовый гитарист и певец, родился в Техасе 3 сентября 1934 г.
Наиболее известен по записям 1960-х годов таким как «Hide Away» и «Have You Ever Loved A Woman». Фредди Кинг оказал влияние на английских музыкантов, создавших в 60-е годы блюз-рок.
Он очень дружил с Мадди Уотерсом (основоположник чикагской школы блюза) и часто ходил с ним на блюзовые выступления в клубах. Эта дружба помогла Фредди найти свой стиль.
Фредди Кинг был настоящим гигантом блюза, буквально и фигурально. На концертах этот двухметровый парень с гитарой поражал своим магнетизмом, сопровождая свой эмоциональный вокал и пронзительный звук гитары безумными кругами по сцене, и обычно заканчивал выступление взмокшим насквозь. Он яростно соревновался с другими музыкантами, не оставляя у слушателей никаких сомнений в том, что они видели живую легенду.
За его манеру исполнения и внешний вид его прозвали "Техасским пушечным ядром".
Эрик Клэптон говорил своему биографу Рэю Колмену, что для него играть на одной сцене с Фредди Кингом было интереснее, чем с кем-либо другим.
Его поздние альбомы являются сплавом блюза и рока, которые стали популярными среди поклонников обоих жанров. Именно Фредди стал одним из основоположников блюз-рока.
29 декабря 1976 года, в возрасте сорока двух лет, Фредди Кинг скончался.
__________________
4 - "Чикагский блюзмен" Muddy Waters
Мадди Уотерс (англ. Muddy Waters, настоящее имя Маккинли Морганфилд, англ. McKinley Morganfield) — американский блюзмен, который считается основоположником чикагской школы блюза. Родился 4 апреля 1913 года.
Именно звучание, которое Мадди творил в клубах, повлекло за собой революцию. В тавернах негритянского гетто Мадди возглавил переворот. Он влил в блюз Дельты ту дозу грубой силы, которая увела его с вялого юга к разгульному жизнелюбию послевоенного Чикаго. Это был не просто деревенский блюз, приодетый для большого города. У Мадди не было намерений просто перенести свой дельта-блюз в городские аппартаменты...Сандра Б.Туз
В молодом возрасте Мадди работал на полях на равне со взрослыми и рос сильным и крепким мальчиком. Он понял на собственной шкуре, что значит блюз, афро-американские песни о тяготах рабской жизни.
Мадди к 13 годам, полностью овладевший губную гармошку, начал зарабатывать музыкой, играя на субботних вечеринках за 50 центов и небольшой ужин. Возвращался он лишь на рассвете, когда нужно снова выходить на поле. Такие были бессонные выходные у Мадди. Но он был доволен своей жизнью. Лишь только местная детвора постоянно надоедала, когда просила его сыграть что-нибудь на гармошке. Именно из-за субботних ночей и надоедливой детворы вместо Маккинли Морганфилд у него появилось и прижилось прозвище "Мадди Уотерс".
Мадди хотел поскорее научиться играть на гитаре, и Скотт Боэннер показал ему основные аккорды, а когда они играли вместе дуэтом, Мадди тщательно следил за игрой Скотта и пытался научиться играть также. Мадди очень любил играть на гитаре и уделял примерно 1.5 - 2 часа в день. Помимо игры аккордами или отдельными нотами в то время была популярна техника слайда, когда музыкант тупой стороной ножа или горлышком бутылки водил по струнам и играл. Звук выходил плавным и скользящим, а Мадди всегда очень удивлялся и просил научить его.
Один из родоначальников дельты-блюза, Son House, оказал огромное влияние на Мадди. Пластинки Хауса оказывали огромное впечатление на Мадди, а когда Мадди вживую услышал игру Хауса, он был в шоке: оказывается Скотт ничему не научил Мадди! Хаус открыл новый уровень для Мадди и весь месяц, пока Хаус был в тех краях, маленький музыкант старался каждый день посещать выступления и следить за техникой профессионала. Хаус научил делать идеальный слайд из бутылочного горлышка, а также играть все песни, которые знал сам. Но ему не хватало и этого, поэтому Мадди постоянно общался со всеми музыкантами.
Постоянно развиваясь, Мадди стал очень известной и влиятельной личностью и переехал в Чикаго, где стал самым популярным музыкантом даже среди "белых" исполнителей и основал свою блюзовую группу, которая своим исполнением "разрывала" головы участникам других групп на сцене.
Маккинли Морганфилд умер 30 апреля 1983 года во сне от сердечной недостаточности.
__________________
5 - Buddy Guy
George "Buddy" Guy - американский блюзовый музыкант, пятикратный обладатель премии «Грэмми». Родился 30 июля 1936 г. в Луизиане, США.
Начал играть Бадди с 13 лет, но был очень застенчив, поэтому выступал спиной к зрителям. Поднакопив приличный репертуар он отправился в Чикаго, где под своё покровительство взял музыканта Мадди Уотерс.
Бадди Гай стал одним из создателей "вест-сайд блюза" в Чикаго. Он играл блюз вместе с такими известными музыкантами, как Марк Нопфлер, Эрик Клэптон, Джефф Бек, B.B. King и др. Бадди Гай открыл свой блюзовый клуб в Чикаго.
В 90-х годах прошлого века Бадди Гай экспериментирует со звучанием, подражая "роковому" стилю Стив Рэй Вона. Записанный альбом, посвященный памяти Стив Рэй Вону, достиг "платинового" статуса и получил первую премию Grammy.
В 2003 году удостоен Национальной медали США в области искусств.
В 2005 году имя Бадди Гая было внесено в Зал славы рок-н-ролла. Также журнал Rolling Stone включил его в список ста лучших гитаристов мира.
__________________
Благодарим за внимание! Если понравилась статья - оцените её и поделитесь с друзьями.