Найти в Дзене
Адепт Розенталя

Кто придумывает нормы русского языка

Мне очень часто задают вопрос «А кто вообще придумывает эти нормы?». А действительно?

Закрепление нормы — это двусторонний процесс.

С одной стороны, норма — это то, как сейчас говорит подавляющее большинство грамотного населения. Подчеркну: грамотного.

Язык — это саморазвивающаяся система, в ней есть свои, непонятные нам законы развития. Чего только стоит изменение произношения (например, утрата носовых гласных, которые когда-то давно были и у нас). Или появление определенных моделей словообразования (почему вдруг при добавлении приставки получается новое слово?). Или разные окончания в одном и том же падеже (из шести склонений стало три, но часть окончаний сохранилась и выделяется на общем фоне).

И норма — это отражение этих внутренних законов.

С другой стороны, норма — это закрепленные в словарях и справочниках правила. Без этого закрепления сложно было бы ориентироваться и сохранять единство языка. То есть специалисты определяют и фиксируют норму, на которую ориентируются все остальные носители языка.

Определяют они её не из головы. Они изучают уже упомянутые законы языка. Да, большинству сложно их понять, но на то филологи и специалисты: есть множество научных метод изучения законов функционирования и развития языка. Проведя исследования, филологи закрепляют в словаре те нормы, которые укладываются в общую логику языка.

Почему же тогда в живой речи многое так отличается от закрепленных норм?

Потому что язык — это живой организм. И при наличии фундаментальных законов и логики там имеет место случайность. Какие-то явления просто возникают в живой речи и не вписываются в норму. Со временем эти явления приживаются в языке и даже могут менять предыдущие законы. Тогда и норма меняется. Поэтому сейчас мы говорим не так же, как в Древней Руси.

Но не всякая случайность приживается, какие-то просто пропадают так же, как появились. Поэтому филологи не торопятся узаконивать все новшества живой речи. Язык сам избавится от лишнего. А от чего не избавится, что примет — то попадет в справочники и словари. Просто на это нужно время. Потому и возникают переходные этапы, когда народ бунтует: «Так никто не говорит! Все говорят по-другому!». Закрепление нормы всегда отстает от её естественного рождения.