В утопии «советского человека» лежат два основания: замкнутый мир и эмоции-привязки.
Прежде всего, такого человека никто не должен трогать, чтобы не нарушить порядок в его быте. Он предпочитает замыкаться на одном и том же во всех сферах жизни, оставаясь в зоне комфорта. Это справедливо в отношении друзей, работы, дома, телеперадач, и сада перед окнами.
Привязка-эмоция - это устойчивое отношение к какой-либо вещи или вопросу. Например, к политике, искусству, науке, образованию, экономике, государству и так далее. В этом не было бы ничего плохого, если бы конкретное отношение являлось итогом сознательного выбора.
Проблема в том, что привязки создаются искусственно, особенно нечестивыми методами, как то идеология и медиа (СМИ, телевидение, интернет, реклама и т.д.) - два страшных оружия 20 и 21 веков. Они выхолащивают изначальное содержание идей, подавая их в искажённой форме, или заменяют первичные искренние эмоции и взгляды болезненными спекуляциями, выгодными определенному кругу лиц.
Так, подлинно гражданские чувства подменяются грубым патриотизмом, внушённым идеологией прошлого. Картинка светлого будущего, яркие и сочные краски плакатов представляются вместо правдивых фактов, показывающих движение к успеху или краху. Примечательно, что патриотизм может быть не только утверждающий любовь к родине, но и «отрицающий» - это презрение к внешним и внутренним «врагам» родины, которых принято называть «Пятой колонной». К последней апеллируют, чтобы оправдать любые собственные неудачи.
Интересен также вопрос о традиции - она ровно такая, какая требуется государству. Так, для оправдания произвола «сверху» традиции могут меняться, создаваться новые. Новые стараются укоренить в прошлом для их «правдивости», испытанности. Кроме того, традиции могут находить основания и в настоящем, так о нововведении стараются говорить, что таковы современные тенденции, которые «нельзя» обойти стороной. Вместе с тем, направления задаются конкретными людьми, а не неведомыми силами. Это также могут быть обещания безоблачного будущего, или движение «на опережение». Все это задаёт определенные порядки в быте людей.
Советскому человеку не дают трезво всмотреться в реальное будущее. Его заставляют поглотиться рутиной, помогая создавать новые проблемы. Возможно, выход в том, чтобы вырваться из замкнутого круга.
Проблема советского человека и утопии, созданной для него, предельно актуальна, поскольку данный опыт успешно трансформируется в феномен «россиянина», которому также грозит стать счастливым в надвигающимся будущем.