Найти тему
Путешествуем.РФ

Фантастический мир: как искусство выходит за рамки музеев

Оглавление

Споры о том, как заставить народ ходить в музеи и на выставки «для собственного культурного развития», сродни спорам о том, как заставить учиться ленивого школьника. И вот уже в классических библиотеках устраивают балаган, а в краеведческие музеи зазывают баранками и плюшками в надежде приблизить искусство к народу. Забывая, что искусство — это прямое отражение реальной жизни, которое развивается, сомневается, мучается в поисках ответа на вечный вопрос — пути человека к себе.

Валенки, бункер и советское детство

Интерактивные музеи становятся все более популярными во многом потому, что позволяют зрителям участвовать в различных формах интерактивной деятельности. Посетители глубже воспринимают происходящее, так как ощущают свою сопричастность, а не просто наблюдают со стороны. Все экспонаты можно потрогать и даже попробовать, как, например, в Музее истории какао и шоколада в Москве. Там можно не только узнать о пути какао по Европе, но и продегустировать только что изготовленный шоколад с реального конвейера.

Есть желание вникнуть в историю русского быта — пожалуйте в музей «Русские валенки» все в той же столице. Здесь валенки можно примерить, смастерить самому, расшить их по своему усмотрению. В музее представлены самые разные коллекции народного вида обуви: и для бедных сословий, и для богатых. В модной с вышивкой и золотыми каменьями обувке щеголяли знатные дамы в XIX веке, в современных дизайнерских топчут городские мостовые нынешние модницы.

Словно из фантастического фильма взята экспозиция реально страшного музея времен холодной войны «Бункер 42» на Таганке. Опускаясь на глубину 65 метров, посетитель попадает на территорию бывшего засекреченного объекта советских времен. И вот уже перед ним возникают огромные и таинственные тоннели, по которым можно попасть в кабинет Сталина или кинозал, где в виртуальном режиме покажут ядерный взрыв и расскажут, что на самом деле представляет собой холодная война. Музей не статичен: там постоянно проводятся киносъемки, игры и даже банкеты!

-2

Для споров о политике и судьбе России идеально подходит «Ельцин-Центр» в Екатеринбурге. Здесь можно посидеть в настоящих креслах из Дворца съездов, побывать в квартире с обстановкой конца 80-х и послушать то самое «Лебединое озеро», посмотреть на пустые прилавки в магазинах и даже сыграть в игру «Распорядись своим ваучером».

-3

Ностальгию по советским временам утолит уникальный «Музей счастливого детства» в Казани, где можно постучать в пионерский барабан или попить газировки из автомата.

Ни в одном из этих музеев не прозвучит классической лекции, но в каждом все можно примерить на себя, чтобы сделать собственные выводы.

Поселок вольных художников

А что будет, если за музейное дело возьмутся сами художники? Появится уникальный и крупнейший в Европе ландшафтный арт-парк Никола-Ленивец, где произведения искусства создаются в окрестностях небольшой деревушки с аналогичным названием из подручных материалов и всеми желающими. Историю свою арт-парк ведет с 1989 года, когда нашел эту местность архитектор и сооснователь парка Василий Щетинин. Тогда в деревне насчитывался десяток домов и жили три человека. Не желая оставаться в серой по тем временам Москве и занимать заштатный пост в каком-нибудь проектном бюро, архитектор решил создать поселок вольных художников и чтоб непременно в местности с разрушенной церковью, которую потом можно будет восстановить. К этому времени он уже попробовал свои силы как художник, например в «Караване мира» со знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, который подал тогда художнику идею создать под Питером «город-театр».

-4

Щетинину помогли единомышленники, один из которых — сооснователь парка и идейный вдохновитель фестиваля «Архстояние» — художник из настоящих «митьков» Николай Полисский.

Сейчас парк существует в таком виде, в каком описывают в своих книгах фантастический мир братья Стругацкие. Неимоверные инсталляции раскиданы по лесу, заброшенным деревенским полям, у реки Угры. Гуляя по лесу, можно наткнуться на невиданную композицию, которая представляет собой то необычное строение, то выражает некую художественную мысль, то пугает, то смешит. Вот, например, знаменитая арка Бернаскони — некий гибрид арки, портала, бара и колодца. Она стоит на границе поля и леса и внутрь можно войти, подняться по винтовой лестнице, а спуститься вниз уже по прямой лестнице и попасть в «комнату художника», обстановка в которой меняется каждый год.

Вот «Вселенский разум» — скульптура в виде двух полушарий мозга, расположившаяся на площади 7 гектаров. Там есть летняя терраса, подиум, вмещает «Разум» до двух тысяч человек. А во время проведения фестиваля «Ночь Новых Медиа» инсталляцию оборудуют интерактивной подсветкой.

-5

Все композиции выполнены из дерева, сена, лозы, снега. К слову, арт-парк и начинался со снега.

Приехавший в калужскую деревню художник Николай Полисский поначалу как одержимый писал местные пейзажи. Но в какой-то момент он решил выйти за рамки холста, войти в свои пейзажи и обойтись без красок и кисточки. Так появилась первая инсталляция «Снеговики», где художниками выступали не только заезжие столичные мастера, но и местные жители. Полисский задумал воплотить местную легенду о «бескровном стоянии», и за каждого снеговика предложил местным по червонцу. Обрадованные деревенские жители посчитали художников за городских сумасшедших и с воодушевлением принялись лепить снеговиков. Задумка превзошла все ожидания — им это понравилось и захотелось творить еще.

Так в Николо-Ленивце появилась своя артель, свои местные художники, которые с удовольствием обучают гостей созданию арт-моделей. С приходом оттепели снеговики растаяли. Художники не стали спорить: всему в природе отведено свое время и все уходит в свой срок. Как и выполненные ими композиции, которых за время существования парка насчитывалось 100 штук.

Необычные объекты в ландшафте

Фестиваль «Архстояние», который сейчас собирает огромное количество гостей со всего мира, стал «самособойным» продолжением творчества вольных художников. Не собираясь замыкаться в собственном кругу, хозяева стали приглашать известных архитекторов и художников не только из России, но и из-за рубежа. Сейчас вести мастер-классы на этом фестивале считается престижным. Всех желающих в Николо-Ленивце с удовольствием учат воплощать свои способности в полном единении с природой и менять пространство. Здесь работают мастер-классы, летняя архитектурная школа, есть пасека и ферма Морозовых.

-6

Каждый год архитекторы и художники создают вписанные в ландшафт объекты. Бывают и такие неожиданные решения, как «Версаль», появившийся в 2009 году. Два французских ландшафтных архитектора, приехавшие на фестиваль, придумали, как превратить калужский лес и поля в версальский парк в его лучших традициях. Они вырубили просеки, засеяли поля подсолнухами и каждый год приезжают, чтобы ухаживать за парком.

Бизнес не мог обойти такое яркое явление своим вниманием и признал его наиболее удачным вложением денег в искусство. Он появился уже на протоптанной дороге. Проектом заинтересовался бизнесмен Максим Ноготков, который купил территорию арт-парка и стал обустраивать там инфраструктуру. Так появились в Николо-Ленивце гостиничные дома, кемпинги, кафе, Wi-Fi. Сам бизнесмен, приезжая сюда, неизменно ставил для себя палатку в лесной глуши. Но три года назад инвестор прогорел и теперь парк продюсируют его создатели. Так бизнес стал естественной частью искусства.

«Тайбола», «Легенда», «Арт-овраг»

Не отстают от калужских вольных художников деятели искусства в других регионах России. Скульптурные симпозиумы, которые проводятся в скульптурном парке «Легенда» под Пензой, давно завоевали популярность и российских и иностранных художников. «Легенда» считается крупнейшим скульптурным парком в мире, на его территории находятся около 300 скульптур, выполненных из бронзы, металла, гранита, дерева. Авторы — художники из 59 стран мира.

-7

Каждый раз участники фестиваля выбирают разные темы для своих творений. Это может быть «Гармония», «Поэзия любви», «Мифы и легенды». Фестивалю предоставлена эгида ЮНЕСКО, он считается одной из главных достопримечательностей Приволжского округа.

Еще один аспект интерактивности современного искусства — когда обычные люди создают его сами. Как, к примеру, молодежный арт-фестиваль «Тайбола», проходящий в Архангельской области. Он проводится с 2012 года то на побережье Белого моря, то на островах Северной Двины, и каждый раз собирает большое количество людей. К полюбившим фестиваль северодвинцам присоединяются минчане, петербуржцы, норвежцы, не упускают возможность показать себя москвичи. Согласно концепции фестиваля, собираются люди для того, чтобы вместе встретить восход полярного солнца. И отметить это музыкой самого разного направления, для чего к Белому морю приезжают известные и начинающие музыкальные коллективы.

Создавался фестиваль по инициативе местного жителя Ильи Кузубова, который как-то раз отмечал на берегу северной реки свой день рождения, и пришла ему в голову мысль, что надо бы организовать такой праздник для всех. Так посиделки превратились в фестиваль, который был замечен даже на государственном уровне: «Тайбола» пользуется неизменной поддержкой областного правительства.

Но люди не просто собираются на берегу моря, чтобы послушать хорошую некоммерческую музыку, но и проявить свои творческие способности. Так, обязательным условием программы фестиваля является расчистка берега от веток и остатков деревьев, из которых потом все участники выполняют инсталляции. Постепенно площадки фестиваля обрастают невероятными арт-объектами в виде животных и птиц из просоленной и вынесенной на берег древесины. Авторы лучших работ награждаются памятными призами.

Аналогичной Никола-Ленивцу площадкой является молодежный арт-фестиваль под Нижним Новгородом с залихватским названием «Арт-овраг». Проходит он в Выксе, в Парке культуры и отдыха и неизменно собирает творческих людей не только со всей России, но и со всего мира. Причудливые инсталляции, выполненные маститыми или начинающими мастерами, преображают городское пространство. Например, в этом году, главным арт-объектом стал 100-метровый стол, выполненный французскими художниками, за которым посетители могли отведать выксунскую окрошку и сыграть партию в шашки или шахматы. А уличный художник из Екатеринбурга Тимофей Радя создал инсталляцию «Все это не сон» в виде светящейся неоновой надписи.

Национальный туристический портал Russia.Travel