Найти тему
George Rooke

Экономическая история Голландии - 9

Разгром

Итак, штатгальтер вернулся.
Проблемой последующих 7 лет было с одной стороны понимание, что так жить нельзя, в с другой - мощнейшее желание законсервировать ситуацию на том уровне, который был. Штатгальтер был слаб, министрества абсолютно пассивны, при дворе шла драчка за влияние на штатгальтера между принцессой Вильгельминой Прусской и патрициями-регентами. Существующее положение дел удерживалось прусскими штыками и английской дипломатией. Голландия более не была независимой республикой.
Голландию втащили в союз с Англией, Швецией и Пруссией, антагонистом которого служил союз Франции, Австрии, Испании и России. Роль Голландии с альянсе была чисто представительской, штатгальтер взял под козырек и ждал, что прикажут.
Смерть австрийского императора Иосифа II 24 февраля 1790 года заставила голландцев вздохнуть спокойно, ибо тот все носился с проектом объединения обеих Фландрий и создания "Соединенных Штатов Бельгии". Сменивший его Леопольд II предложил голландцам восстановить статус-кво, включая и голландские гарнизоны в крепостях пояса. Однако голландцы не смогли это сделать - денег в казне не было вообще. Судя по всему 1784 год был последним всплеском голландской государственности и самосознания. Настоял на финансировании гарнизонов штатгальтер, считавший, что имея союз против Франции весьма неразумно отказываться от гарнизонов в крепостях. Для этого заставили потрясти мошной, Вест- и Ост-Индские компании. Правда те уже сами смотрели на ладан, будучи совершенно убыточными.
Ответ на вопрос "почему?" будет и смешным, и простым одновременно. Компании погрязли в коррупции, их верхушки срослись с банковским и правительственным аппаратом, в свое время обе "ОАО" набрали долгов и теперь выплачивали гигантские проценты и большие дивиденды. В 1790 году задоженность ОИК перед банками и вкладчиками составляла 85 миллионов флоринов. Ван дер Шпигель был убежден что единственный выход - это банкротство ОИК и национализация ее остаточного имущества, в том числе и в Индиях.
Собственно это и произошло в 1791 году, ОИК просто не продлили лицензию, и она перешла в ведение государства.
В этом же году Голландия чуть-чуть не ввязалась в ненужную для себя войну. Грянул Очаковский кризис, и Питт очень хотел повоевать с Россией. Правда, чужими руками. Однако любимые европейские партнеры в решающий момент решили кинуть Англию. Из записки британского министра иностранных дел Лидса:
"В то время как Пруссия деятельно готовится к войне, голландцы под разными предлогами отказываются от участия в коалиции. Более того, все страны — Голландия, Пруссия, Швеция — требуют субсидии. Испанцы говорят, что вступят в коалицию только если в нее войдут и австрийцы, а австрийцы соглашаются начать войну с Россией только тогда, когда Англия и Пруссия добьются какого-либо решительного успеха."
Голландию можно было понять - какие войны, тут бы просто в государстве жизнь наладить.
Ну а далее грянула Французская революция. 10 августа 1792 года
"гражданин Капет"был лишен власти и загремел под арест. 20 сентября последовало сражение при Вальми, а к 6 ноября к французским ногам пала австрийская Бельгия.
В этой ситуации Голландия,вертясь как уж на сковородке, воздерживалась от любой поддержки эмигрантов и врагом французской республики. В подобной ситуации голову подняли патриоты, требующие разорвать союз с Пруссией и Англией, и объявить последней войну. В свою очередь штатгальтер, опасаясь Прусии и Англии, наоборот поддержал их. Этим самым Голландия была обречена,
"из-за рабской покорности штатгальтера к английскому и прусскому дворам".
Дюмурье в 1793-м решил вторгаться в Голландию двумя колоннами. Главные силы под его собственным командованием, должны были прорвать оборону от Мурдийка к Дордрехту, а затем идти на Роттердам, Гаагу, Лейден и Харлем. В эту армию входил так называемый Батавский копус из эммигрантов-голландцев под командованием полковника Дандельса. В свою очередь вторая колонна должна была взять Маастрихт, продвинуться к Ниймвингену, Венлоо и Утрехту. Далее войска объединялись и следовал финальный рывок на Амстердам. В общем,
"идти врозь - бить вместе".
Однако если силам Дюмурье удалось быстро взять Бреду и продвинуться далее, то вот вторую армию принц Кобург смог разбить у Маастрихта. Дюмурье был вынужден отступить, и 18 марта 1793 года потерпел поражение у Неервиндена. Казалось, что угроза предотвращена. К тому же вскоре Дюмурье, спасая свою жизнь от Конвента, перешел на сторону контрреволюции и бежал в Англию. В 1793 году в Голландии высадилась английская армия Йорка (того самого, бывшего посла в Голландии) и соединилась с войсками Кобурга. Эти силы были поддержаны 22 000 голландских войск.
Однако гений Карно сформировал новую армию, которую возглавил Журдан, и тот 26 июня 1794 года размазал Кобурга при Флерюсе, австрийцы были выбиты из Фландрии. Йорк и штатгальтер отступили на свою территорию, за ними по пятам следовали Пишегрю и Моро. Моро стремительной контр-атакой взял Слюйс и отвоевал Фландрию. Пишегрю взял Маастрихт, и французские войска вновь оказались на границах Соединенных Провинций.
1794 год заканчивался, англичане и голландцы не думали, что зимой французы продолжат наступление, и англичане увели свои войска в Англию. Тем временем грянули морозы, и Пишегрю пошел в наступление, беря голландские крепости одну за другой. Атакой кавалерии взяли вмерзший во льды голландский флот. Из-за сильных морозов реки перемерзли и французы с Батавским легионом имели свободу маневра и сами выбирали, где, когда, и  куда наносить удары. 19 января 1795 года французы и патриоты вступили в Амстердам.  18 января 1795 года штатгальтер на английском корабле смог покинуть страну.