Для меня рэп начался с безусловно негативных эмоций. Я был металлистом, и все, кто слушал Оникс, или что ещё из рэпа, были врагами. Всё было крайне просто, и решалось очень быстро. Речи о том, чтобы слушать эту музыку и разбираться в ней, не шло. Идеалы романтизированной жестокости толкали меня, и таких же как я подростков на бескомпромиссное, бесконечное (как нам казалось) противостояние с теми, кто носил широкие штаны.
Впоследствии, многие из них, кстати, стали моими хорошими друзьями. И так вышло, что они уже не слушали музыку своего детства, а я только-только пришёл к ней. Мои запоздалые извинения и признание тех битов и созвучий, которые были мне когда-то ненавистны, пропали даром. Ребятам уже было не до этого, пацаны превратились в мужей и отцов, надели костюмы и засели в офисах. Даже в выходные, когда они собираются в кабаках и отдыхают, они уже не хотят слушать то, что когда-то было столь важным для них.
Не помню точно, как я пришёл к тому, что хип-хоп, а с ним и рэп, это скорее хорошо, чем плохо. На это сильно повлияло моё увлечение электронной музыкой, которое вылилось в то, что я стал что-то набивать во Фрути Лупсе, своём первом секвенсоре. Кстати, мои первые опыты с ним, были далеки от хип-хопа, и базировались на джазовых предпосылках, которые, впрочем, никак не могли быть выражены с тем моим уровнем постижения работы в музыкальных программах.
В качестве бесполезной борьбы с музыкальным невежеством. Многие считают, что хип-хоп и рэп, очень близки к джазу, но это не так. Замените слово «джаз», словом «фанк», или «соул», и тогда будет правильно. Впрочем, я давно уже привык к тому, что в джазе вы больше всего любите рок-н-ролл, так что, если вдруг что, можете не обращать на этот абзац внимания.
В общем я стал что-то набивать в FL, появились какие-то знакомые диджеи, раз, два, три, и я вдруг понял, что всё то, что было со мной, в рамках музыки, уже не сильно актуально для меня. И тут пришли ломанные биты. А потом я вдруг услышал, как голос человека «качает» под эту музыку. И всё. Внутренний металлист был сломан джазом задолго, до этих событий. Однако и внутренний джазмэн не смог устоять, под напором новой, незнакомой,и странно знакомой для него энергии.
Стоит отметить для тех, кто не знает. Рэп — это не стиль музыки. Это рифмованная читка. Всё, что произносится вашим ртом, может считаться рэпом, при условии, что звучит под бит. Бит, при этом, может быть каким угодно. И там уже дело только за названием. А хип-хоп, это культура, вбирающая в себя множество всего, помимо музыки. Танцы, спорт, мода, живопись. Всё это может быть в стиле хип-хоп. И на этом мои знания ограничиваются.
Я начинал свои опыты с рэпом, с так называемой, «альтернативной читки». Этот давно и прочно забытый термин из девяностых применялся многими вокалистами к их рэпу. Я пел тяжёлую музыку, частью которой как раз и была та самая читка. Сейчас я её практически не использую, потому что исполняю несколько другую музыку, требующую иного подхода. В частности к рэпу. Но, во времена моей молодости, мы всерьёз считали, что под хард-кор нельзя читать рэп, и поэтому пытались укладывать свои речитативы в другие рамки.
Я читаю не по правилам, а так, как мне хочется. Пускай даже кому-то это не нравится. Сила рэпа именно в том, что его можно воспроизводить как угодно. Слабость рэпа в том, какое большинство исповедует его. Если у тебя есть широкие штаны, кепка, микрофон и золотой доллар на цепочке, это не значит, что ты понимаешь эту музыку. Рэппер, это состояние души. Банальщина, конечно, но по сути верная. Весь мой сегодняшний текст, это рэп, если хотите. Когда я его писал, я как раз в очередной раз пытался понять, что же меня так привлекает в рифмованной речи под бит. В чём суть этого магнетизма? И я в очередной раз этого не понял. Как только барабаны сплетаются с басом в объятиях грува, каждый рэпер начинает качать головой, возможно про себя, если обстановка не располагает. И у тех, кто погружался в это хоть раз, наружу рвётся лазерный луч слов. И эти слова являются рэпом. Это сила, ребята. Сила, мать её.
Многим кажется, что слово деградирует. Культура речи, ослабленная интернетом, роняет язык на дно. Может так и есть, но дна не существует, пока живы люди. И может быть именно рэперы, прямо сейчас, сохраняют русский язык, испорченный российской поп-музыкой. Не нравятся английские словечки? Их и без того было много, как и немецких. Боитесь агрессивного настроя? От него спрятаться не получится, и лучше выплёскивать его в музыке, как мне кажется. Не нравится пошлость, грязь и пресыщенность? Мне тоже, но рэп даёт возможности для всех и каждого. И когда вы слышите всё это, знайте, человечество именно такое, мы живём именно в этом мире.
Я люблю читать рэп. Он объединяет внутри меня вокальное и речевое искусство. И это, наверное, самое важное для меня, как для профессионала. Бесконечный эксперимент, направленный на постоянную генерацию энергии. Не хочу подчинятся какому-либо стилю. Часто мне вообще всё-равно, что это за стиль, и какие вообще есть на земле жанры, виды, разделения в музыке или поэзии. Главное — это постоянно быть в груве. Надеюсь, что и вас посещают похожие мысли. Спасибо за внимание тем, кто дочитал это до конца. Yo!