Найти тему

О чём фильм Тома Форда "Под покровом ночи".

Данный текст не является отзывом на этот фильм или его анализом. Эта небольшая заметка родилась как реакция на комментарии, которые чаще всего (но, конечно, далеко не всегда) зрители оставляют на различных форумах к этому кинопроизведению.

Вкратце сюжет фильма таков: Сьюзен и Эдвард встретились в колледже, полюбили друг друга и поженились. У Эдварда есть писательские амбиции. Но исходя из некоторой "слабости характера", как считает Сьюзен, он не сможет написать по-настоящему сильное произведение. На этом фоне растут ссоры между супругами. В итоге Сьюзен изменяет Эдварду и уходит от него. Косвенно можно понять, что Эдвард пытается вернуть супругу в течении нескольких лет, но постепенно его усилия стихают. Порядка двадцати лет спустя он присылает Сьюзен роман, где в аллегорической форме показывает, что он переживал после их расставания. Роман действительно сильный и мрачный и Сьюзен потрясена. Эдвард приглашает её в ресторан, но сам на свидание не приходит. Последние кадры фильма показывают, что Сьюзен по-видимому испытывает боль от несостоявшегося свидания, сопоставимую с той, что когда-то испытывал Эдвард.

В комментариях и различных обзорах к фильму финальная сцена обычно понимается, как изощрённая месть Эдварда по отношению к Сьюзен. Дескать, он не пришёл, чтобы специально унизить её. Я категорически не согласен с таким мнением. Мало того, что прошло около 20 лет - здесь, конечно, можно вспомнить фразу о том, что "месть -это блюдо, которое подают холодным", но Эдвард нисколько не похож на мстительного человека. Кроме того, замысел "мести" чрезвычайно сложен: необходимо написать действительно сильное/выдающееся произведение, чтобы заинтересовать Сьюзен. А у неё чрезвычайно развит художественный вкус - Сьюзен является владелицей и управляющей художественной галереей.

Когда я пытался оппонировать подобным комментаторам, склонным видеть в этом фильме рядовую месть - я указывал и на вышеозначенные аспекты и так же на то, что роман Эдварда - это не только аллегория/метафора его переживаний, но и в некотором смысле описание того пути, который он прошел. Он боролся, он стремился быть сильным, как того хотела Сьюзен, но в итоге "став" сильным - потерял самого себя. Тот человек, который сумел написать этот мощный, но страшный роман, уже не тот Эдвард, который по-настоящему любил Сьюзен. И именно это поняла Сьюзен, когда Эдвард не пришёл на свидание. Она поняла, что потеряла любимого и любящего человека.

Вот так я примерно оппонировал сторонникам версии мести. А затем я случайно увидел один комментарий, который прямо таки потряс меня своей лаконичностью, точностью и простотой изложения. Одна девушка/женщина написала примерно следующее: "Душа долго боролась за свою любовь, но не выдержала и умерла. А мёртвые, как известно, на свидания не ходят."

Лучше и точнее не скажешь.