Найти в Дзене
ИА "CBS MEDIA"

Времена и эпохи. Площадка «Скифия Геродота»

Очередная площадка фестиваля «Времена и эпохи» под названием «Скифия Геродота» затронула интересные исторические факты, по поводу части из которых историки спорят до сей поры. Кто же такой Геродот? Известнейший историк, родившийся около 484 года до н.э. и оставивший потомкам фундаментальный труд «История», который до сих пор считается ценнейшим источником информации для исследователей тех времен. В течение жизни Геродот сумел побывать в Египте, Малой Азии, Ассирии, Вавилона, Северном Причерноморье, Геллеспонте и Балканском полуострове. Впоследствии он поселился в Афинах, где продолжал пополнять свою к тому времени уже почти написанную «Историю».
Историки до сих пор спорят о том, зачем же Геродот взялся писать свой труд, какие цели преследовал? Одни полагают, что изначально Геродот пытался составить географическое и этнографическое описание территорий, где ему довелось побывать, другие считают, что по первоначальному плану Геродота «История» была посвящена возрастанию могущества персов

Очередная площадка фестиваля «Времена и эпохи» под названием «Скифия Геродота» затронула интересные исторические факты, по поводу части из которых историки спорят до сей поры.

Кто же такой Геродот? Известнейший историк, родившийся около 484 года до н.э. и оставивший потомкам фундаментальный труд «История», который до сих пор считается ценнейшим источником информации для исследователей тех времен. В течение жизни Геродот сумел побывать в Египте, Малой Азии, Ассирии, Вавилона, Северном Причерноморье, Геллеспонте и Балканском полуострове. Впоследствии он поселился в Афинах, где продолжал пополнять свою к тому времени уже почти написанную «Историю».
Историки до сих пор спорят о том, зачем же Геродот взялся писать свой труд, какие цели преследовал? Одни полагают, что изначально Геродот пытался составить географическое и этнографическое описание территорий, где ему довелось побывать, другие считают, что по первоначальному плану Геродота «История» была посвящена возрастанию могущества персов и греко-персидским отношениям, полным конфликтов, а уж только потом историк решил дополнить ее иными сведениями. Версия же, согласно которой Геродот в основном принялся за свой труд исключительно ради описания виденных им достопримечательностей, критики не выдерживает. К чему бы тогда Геродоту стараться выстраивать хронологию (а это прослеживается во всем его труде), или к чему стремиться отмести совсем уж неправдоподобные факты (что также очень заметно при чтении «Истории»)?

-2

В свое время труд Геродота подвергался серьезной критике — историки обнаруживали, что те или иные описанные древним историком факты расходятся с историческими реалиями, несмотря на общую направленность труда на правдивость и достоверность. Но не следует забывать, что во времена написания «Истории» Геродот во многом опирался на устную информацию, которая, конечно, и не могла быть стопроцентно достоверной.

Подводя итог, можно сказать, что Геродот создал настоящую энциклопедию давних лет, литературно описав географические, этнографические и естественно-исторические моменты. И действительно, половина его «Истории», в которой насчитывается целых девять томов, посвящена греко-персидским войнам. Записи Геродота про Скифию также включали в себя спорные с точки зрения современного уровня исторических познаний моменты. Хочется отдельно упомянуть о таврах — загадочном народе, о котором и по сей день с удовольствием повествуют крымские экскурсоводы. В иных исторических сочинениях тавры были описаны как страшные разбойники, совершающие ритуальные человеческие жертвоприношения, не чуждающиеся каннибализма, вывешивающие головы своих врагов на шестах, воткнутых у дверей. Мол, тавры были жестокими пиратами, хищниками моря, то и дело захватывающими корабли эллинов, забирающими все, что можно, в качестве трофеев и уводящих эллинов в плен как рабов. Жили тавры на Крымском полуострове, впрочем, деля территорию с несколькими другими племенами. Отголоски этих описаний имеются и в «Истории» Геродота.

С другой стороны, исследователи, пытаясь обнаружить поселения таинственных тавров и откопав в буквальном смысле их могильники, которые, как известно, являются ценнейшим источником информации для исследователей, не обнаружили фактически никаких предметов, изготовленных эллинами. Найденное было крайне немногочисленным, и все это могло быть приобретено таврами в процессе торговли, но никак не буйных и многократных грабежей кораблей древних греков. Но и представить, что тавры топили корабли эллинов исключительно из любви к искусству, уводя избранных в рабство и оставляя на тонущих судах материальные ценности, весьма затруднительно. В то время основной задачей «диких свирепых тавров» (не забываем, что по описанию историков тавры были куда менее развиты, чем те же эллины) было прокормиться и выжить. Нелепым представляется и предположение, что тавры могли хранить изъятое у эллинов в отдельных закромах — к чему иметь вещь и не использовать ее?

И еще один момент — кораблестроение у эллинов к тому времени было развито весьма неплохо, и суда были в достаточной степени вооружены. У тавров же, исходя из результатов раскопок, не имелось ни кораблей подобного класса, ни вооружения, не говоря уж о том, что для мореходства, даже прибрежного, нужны специфические навыки… А на одной свирепости далеко не уплывешь. Отсюда спорным является и момент многократных удачных абордажей греческих судов куда менее развитыми местными племенами.
Поэтому часть исследователей склонна полагать, что на деле тавров либо перепутали с какими-то другими воинственными племенами (хотя, вот загвоздка, в то время в Тавриде не имелось таких племен), либо почему-то их «подвиги» были значительно приукрашены. Признаться, в голову волей-неволей закрадывается мысль: а может быть, кое-кто из древних греков, не в силах признаться в том, что его корабли потерпели крушение из-за его же самонадеянности или небрежности, и придумывал свирепых морских разбойников, дабы оправдаться? А то и продавал потихоньку товары с корабля, а то и вместе с кораблем, деля прибыль меж собой и командой, а потом все сопричастные хором твердили о том, что-де корабль был потоплен, а груз похищен дикими таврами.Но вернемся к площадке. Посетители фестиваля могли увидеть жилище того времени, в том числе обстановку детской комнаты. Чуть поодаль стоял образец транспорта того времени — деревянная повозка с огромными колесами.

Гостям площадки демонстрировались и украшения — от перстней до фибул, и, надо сказать, эта зона площадки вызывала, особенно у представительниц прекрасного пола, живой интерес. В конце концов, всегда любопытно узнать, насколько же изменились украшения с тех времен до наших дней! Фибулам же (застежкам для одежды) был посвящен отдельный лист с иллюстрацией.

Также желающие могли поучаствовать в игре, правила которой объяснялись быстро и доходчиво прямо на месте. Игра на площадке «Скифия Геродота» отличалась своими масштабами — большая карта, расчерченная на квадраты, лежала прямо на земле, и играющий перемещался по ней в соответствии с количеством очков, выпавшим при броске огромного кубика. Играли в нее отнюдь не только дети, скорее наоборот, почему-то больший интерес она вызывала у взрослых посетителей фестиваля.

Прямо на площадке располагался информационный стенд с общей картой фестиваля «Времена и эпохи», и сидящий рядом консультант объяснял слегка подзапутавшимся посетителям, где же они находятся и куда попадут, отправившись в ту или иную сторону. И это было очень удобно!

Фото автора.

Читать на сайте ИА "CBS MEDIA".

Геродот
7214 интересуются