Человеческая цепь длиной в несколько сотен километров собрала 2 миллиона жителей советских балтийских республик (почти четверть их населения). Как один из крупнейших протестов в мире, он сыграл большую роль в распаде СССР.
23 августа 1989 года несколько миллионов жителей советских балтийских республик-Латвии, Эстонии и Литвы – устроили самый большой мирный протест в СССР. Взявшись за руки, они образовали человеческую цепь, которая связала три балтийские столицы-Ригу, Таллинн и Вильнюс. Протяженностью более 600 км, человеческая цепь вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная в истории.
Протест был вызван раскрытием новых деталей, касающихся Пакта Молотова-Риббентропа 1939 года, чувствительного вопроса для всей Восточной Европы.
На протяжении почти полувека, Советский Союз отрицал существование секретных протоколов, которые привели к разделу Польши и аннексии Прибалтики. Однако, с появлением перестройки было снято табу на исследования и обсуждение этих тем. 18 августа 1989 года СССР признал существование тайного протокола в советско-германском пакте.
Советские чиновники заявили, что пакт никак не повлиял на вступление трех прибалтийских государств в Советский Союз. Тем не менее в этих республиках уже началась цепная реакция. 22 августа Верховный Совет Литовской Советской Социалистической Республики обвинил СССР в насильственной оккупации балтийских государств, а на следующий день, в 50-ю годовщину Пакта Молотова-Риббентропа, миллионы людей присоединились к протесту, получившему Название "Балтийский путь".
Участники протеста были убеждены, что прибалтийские государства вошли в состав Советского Союза под силовым давлением,а значит его законы и Конституция были незаконными на территории Прибалтики. Таким образом, они полагали, что Латвия, Литва и Эстония должны автоматически восстановить свой суверенитет в границах, существовавших до 1940 года.
В большой спешке, всего за пару дней до начала демонстрации, организаторы скрупулезно спланировали маршрут и примерное количество участников, учитывая рельеф местности. Самая большая проблема была в транспорте: им нужно было большое количество автобусов, чтобы доставить протестующих в отдаленные и малонаселенные места на пути следования, а затем привезти их домой.
Люди приносили цветы и траурные ленты в память о жертвах советских репрессий, развешивали довоенные национальные флаги стран Балтии, а также надевали народные костюмы и пели народные песни.
Кремль не одобрил протест, назвав его проявлением национализма, но не попытался его остановить. Мероприятие получило широкое освещение в местных СМИ, и участники получили свободное время от работы. Общественные автобусы были сняты со своих регулярных маршрутов для перевозки протестующих. Полиция не вмешивалась и даже пыталась контролировать движение и обеспечивать правопорядок.
Председатель эстонского Совета Министров, Индрек Тооме сказал в тот день: "люди здесь хотят чувствовать, что они едины и что их мнение услышат там "наверху".
"Слово " независимость" вскружило головы всем. Люди жили в СССР и хотели чего-то нового, все думали, что все будет по-другому. Еще мало кто думал о том, что независимость приведет совсем к другому", - вспоминает Галина.
В демонстрации приняли участие не только этнические латыши, литовцы и эстонцы. Было также много русских. "Я был маленький и не совсем понимал, что происходит; но благодаря моей маме и дедушке я чувствовал, что это было что-то важное и нужно", - говорит Максим Кушнарев.