Найти в Дзене
SLED

Как получилось, что обыски ФСБ привели к факту о госизмене?

21 июля ФСБ произвела обыски в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения и офисе директора исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации Дмитрия Пайсона.

Из-за подозрения в государственной измене, на незаконное сотрудничество с западными спецслужбами, проверяется десяток работников. Установлен факт передачи «совершенно секретных» российских гиперзвуковых разработок.

В Королеве (ЦНИИмаш),  розыскные работы были произведены среди малого количества специалистов, в Москве (ОРКК) — Дмитрия Пайсона. Тем временем, руководитель пресс-службы «Роскосмоса» заявил об указании генерального директора поддержать следственные органы, оказать им необходимую помощь.

Выяснилось, «слив» произошел от сотрудников ЦНИИМаша, с которыми хорошо контактировал Пайсон.

Интересен факт, над гиперзвуком работает корпорация «Тактическое ракетное вооружение». У нее нет связующих с «Роскосмосом», но тем не менее, компания активно сотрудничает с ЦНИИИМашем, где раньше работал Дмитрий Пайсон. В 2011 году он осуществил переход в научно-технологический инновационный центр «Сколково», где стал директором. А через два года согласился на предложение стать главой аналитического центра.

До начала поисковых работ, Пайсону поступила информация об его увольнении из ОРКК. Причиной послужило исключение из рассмотрения места для исследовательско-аналитического центра. После ранее проделанной оперативниками операции, процедура увольнения значительно ускорилась.

Как мог произойти «слив» информации неизвестно, ведь по рассказу военного конструктора Игоря Табачука, там поддерживается строжайший уровень секретности. Существует деление уровней допуска, имеющихся исключительно у особых сотрудников. Даже разработчики не владеют информационными деталями, каждый занимается только собственными чертежами. Ранее выяснилось, что Дмитрию Пайсону не был предоставлен допуск к секретным материалам.

Далее поступила информация о задержании кандидата технических наук города Королева. Виктора Кудрявцева доставили в следственный изолятор по окончанию розыскных работ в ЦНИИМаше, однако была ли у него причастность к делу, на тот момент никто не знал. Выяснилось, 74-летнего мужнину обвиняют в госизмене, а конкретно, передаче секретной информации NATO.

Позже Владимир Устименко подтвердил вышестоящие сведения об аресте Кудрявцева, который отрицает к этому причастность.

В научно-исследовательском институте Владимир занимал статус ведущего сотрудника, его рукой было написано множество научных публикаций. Мужчина работал со связанными с «гиперзвуковыми потоками» материалами.

Заведение дел по государственной измене перестает быть редкостью. Так, например, в декабре прошлого года под арест отправился Алексей Житнюк, за передачу информации о Военно-морском флоте в Центральное разведывательное управление. Кстати такая статья может грозить двадцатью годами, проведенными за решеткой.

На официальной веб-странице госкорпорации опубликовали информацию, что следствие в деле о госизмене поверяет события 2013 года. Дата обусловлена изъятием предполагаемых улик при обыске в ЦНИИмаш именно за этот промежуток времени.

Сын Кудрявцева сообщает, задержание сотрудниками московской Федеральной службы безопасности произошло, когда кандидат наук находился дома. Подозреваемый работал в ЦНИИмаш заместителем начальника центра аэродинамики, в связи с возрастом, сменил должность на другую. В частности он специализировался на научных исследованиях в области газовых течений вблизи поверхности.

23 июля произошло еще одного задержание, данные подозреваемого не называются. Известно, что он находится под стражей. В картотеке московских судов указано, что решение об аресте по делу о государственной измене 20 июля принял Лефортовский районный суд г. Москвы. Спустя трое суток фигурант получил обжалование, но суд счел его отклонить.

Сотрудник ЦНИИМаш Юрий Липницкий сообщил, что Кудрявцев трудился над работой, которую финансировали по Седьмой рамочной программе ЕС.

По мнению Юрия, довольно затруднительно связать последний проект Кудрявцева с государственной тайной. Он подтверждает связь с гиперзвуковой тематикой, но она была достаточно отдаленной. Насчет серьезнейших разработок не может быть и речи, Виктор занимался фундаментальными исследованиями в основном на моделях, но они были не самыми удачными.

«Седьмая программа» имела бюджет более 50 млрд. евро и функционировала с 2007-2013 годы. Ранее упомянутый институт машиностроения являлся центром по координации программы в РФ по космической тематике. Позже в «Роскосмосе» уточнили, нашумевшее дело связано с загадочным произошедшим в 2013.

Новым поводом для обсуждения стала жалоба адвокатов Кудрявцева, направленная главе адвокатской палаты Москвы Игорю Полякову.

24 июля они заключили соглашение на защиту Виктора, по договоренности была назначена встреча с адвокатом по назначению Верой Теплухиной до предъявления обвинения. Однако юрист не явилась на встречу, и, соответственно, не передала необходимые материалы дела. В итоге им было отказано в присутствии на допросе подзащитного, на котором все-таки фигурировала Вера Теплухина.

Адвокаты Иван Павлов и Евгений Смирнов, считают, что сотрудник ФСБ воспрепятствовала их работе. Теперь их подопечному предъявлено официальное обвинение в отсутствии адвоката.

Член ОНК Евгений Еникеев написал о нахождении в СИЗО ученого Алексея Темирова, подозреваемого в госизмене. Однако в последнем посещении пенитенциарного учреждения, начальник отдела режима сообщил о поступлении лишь одного, ранее известного работника ЦНИИмаш, про Алексея либо забыли, либо предпочли промолчать. Есть подозрения, что его решили спрятать от ОНК. Через несколько суток Евгению позвонила адвокат Темирева, таким образом выяснилось, что ее подзащитного, у которого много серьезных проблем со здоровьем, арестовали 19 июля.

Источники сообщают, по версии следствия, Кудрявцев передавал в NATO секреты в интернет переписке.

Сын Кудрявцева подтвердил, что отец вел интернет диалоги с западными коллегами. В них происходил обмен научной информацией. Для координатора совместных международных проектов это отличный способ быстрого обмена научной информацией.