На строительство новых ледоколов арктического флота к 2024 году будет выделено 164 млрд руб. Финансирование будет вестись из внебюджетных средств.
Такой план предусмотрен в части осуществления проекта развития Северного морского пути, увеличения грузопотока по нему до 80 млн т, как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы к подготовленному Минэкономразвития проекту комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года.
«Финансовая газета» ранее писала, что в целом на инфраструктурные проекты планируется выделить 6,8 трлн руб. по 2024 год, из которых только 300 млрд руб. будет направлено на развитие и модернизацию энергетики.
Уже давно эксперты заявляют, что для такого увеличения грузопотока по Севморпути, который несомненно вызовет за собой появление больших проектов в Арктике, нужно срочно увеличивать количество судов ледокольного типа, постоянно базирующихся в северных портах России.
И это должны быть не только ледоколы с атомными энергетическими установками, но и дизельные, которые будут ходить на небольшие расстояния.
На Балтийском заводе в мае 2015 года был заложен головной ледокол нового поколения – проект 22220 «Арктика» примерной стоимостью около 47 млрд руб. На том же заводе ведется строительство еще двух ледоколов того же проекта – «Урал» и «Сибирь». Дмитрий Рогозин, ранее вице-премьер, а ныне гендиректор «Роскосмоса», говорил, что в строй эти ледоколы встанут с 2019 по 2021 год.
На сегодняшний день в эксплуатации «Росатомфлота» (предприятие госкорпорации «Росатом») 4 действующих атомных ледокола: два из проекта «Арктика» – «Ямал» с 1992 года и «50 лет Победы» с 2007 года, и два из проекта «Таймыр» – «Таймыр» с 1989 года и «Вайгач» с 1990 года.
На сегодняшний день «списаны на берег» 5 атомных ледоколов: «Ленин» (1959 год), «Арктика» (1975 год), «Сибирь» (1978 год), «Россия» (1985 год) и «Советский союз» (1989 год).
Специалисты считают, что для обслуживания Арктики Россия должна держать на Севморпути не меньше 14 судов ледокольного класса, в числе которых 6 атомных, 4 линейных дизельных и 4 ледокола для снабжения буровых платформ.
Наличие такого флота в Северном Ледовитом океане может ускорить устойчивое развитие заполярных регионов России и дать мощный толчок к повышению уровня жизни населения.