Виктор Гюго не нуждается в представлении – литературный гигант, автор всемирно известных и любимых романов «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные», ставших классикой еще при жизни писателя. Однако биография Гюго далеко не такая блестящая, как его литературные заслуги.
Нет предела совершенству… и гонору.
Самомнение Гюго зашкаливало еще с подросткового возраста. В 14 лет он заявил, что «будет Шатобрианом или никем». Сильное заявление для юного дарования, учитывая масштабность Франсуа Рене де Шатобриана. Этот писатель был одним из первых представителей романтизма, дипломатом, а также пэром Франции.
Успеха Гюго добился рано, но это только еще больше распалило его эго. Чем большего он добивался, тем сильнее становились эпитеты. Он называл себя единственным классиком столетия и знатоком французского языка, которому нет равных.
Из непорочности в разврат
В юности Гюго был уверен, что воздержание – необходимое условие для крепкого брака, поэтому женился на своей подруге детства Адель Фуше девственником. И, видимо, решил отыграться за все годы терпения.
По собственному хвастливому заявлению Гюго, в первую брачную ночь он совершил со своей невестой не один любовный акт, а целых девять. Девушка была настолько шокирована произошедшим, что ее чувства к гиперактивному мужу стремительно потухли. Закономерный итог, учитывая то, что ограничиваться благонравной женой Гюго не стал и постоянно гулял на стороне.
Когда у пары было уже четверо детей, он встретил женщину, которую стал называть своей «истинной женой» – куртизанку Жюльетту Друэ. При этом разводиться с Адель Гюго и не думал.
Годы мало поумерили его пыл. Уже в семидесятилетнем возрасте он завел себе очередную более или менее постоянную любовницу, которой было всего 22 года. При этом для него было совершенно нормальной практикой пользоваться услугами проституток.
Несчастливое семейство
Детям прославленного писателя в принципе не везло, и речь не только о гулящем папе. По какому-то мистическому совпадению оба сына Гюго умерли в 45 лет: Франсуа-Виктор – от туберкулеза, Чарльз – от инсульта. Старшая дочь Леопольдина погибла, когда ей было девятнадцать. Она и ее муж утонули через несколько месяцев после свадьбы, во время прогулки по Сене.
Младшая дочь Гюго, Адель, страдала психическими расстройствами. В юности на нее сильно повлияла смерть сестры, во взрослом возрасте – любовь к английскому офицеру, который не ответил ей взаимностью. В конечном итоге Адель поместили в психиатрическую клинику, где она и закончила свои дни.
Связь с призраками
Учитывая, сколько трагедий свалилось на семью Гюго, неудивительно, что в какой-то момент он обратился к спиритуализму. В его доме часто проходили спиритические сеансы, во время которых писатель пытался связаться с духами. В частности, ему являлась Леопольдина.
Гюго экспериментировал со сверхъестественным до тех пор, пока всерьез не обеспокоился психическим состоянием своего сына Чарльза, которого он использовал в качестве медиума. Писателю, конечно, не хотелось, чтобы он повторил судьбу своей сестры Адель.
Я гений, мне можно
Эгоизм Гюго не знал границ, а когда он расстался (но не развелся) с законной женой, то и вовсе превратился в тирана. Но, быть может, прежде этому мешало только происхождение его жены – она была типичной представительницей буржуазии и не потерпела бы такого обращения. Зато на Жюльетте Друэ Гюго отыгрался сполна.
Он запрещал ей покидать дом без его ведома, практически не давал денег и вообще держал в черном теле. При этом сам Гюго наслаждался плодами своей славы и менял одну любовницу за другой.
Букет извращений
В добавление к любовным подвигам, Гюго обладал целым букетом… странностей. Во-первых, он был заядлым фут-фетишистом – то есть, его возбуждали женские ступни. Во-вторых, вуайеристом, так что Гюго – последний писатель, у которого вы захотели бы погостить. В гостевых спальнях своего дома он проделывал специальные отверстия, чтобы можно было наблюдать, чем и каким образом занимаются гости.
В-третьих, еще при жизни Гюго ходили слухи, что он состоял в отношениях со своей старшей дочерью Леопольдиной. Хотя подтверждений этому нет, психическое расстройство Адель, которая могла стать невольной свидетельницей, заставляет серьезно обдумать это предположение.
В случае творческого кризиса… раздевайся
У каждого писателя свой способ справляться с творческим кризисом, но у Гюго – один из самых странных, подобранный под стать всем остальным причудам. Чтобы не возникало соблазна отвлечься и прогуляться, он совершенно голым запирался в пустой комнате. Перед этим слуги получали четкое указание ни в коем случае не отдавать ему одежду.
Классик в изгнании
Хотя Гюго обогатил Францию своим творчеством, ему пришлось покинуть родину. В 1851 году в стране произошел государственный переворот, который совершил Луи-Наполеон Бонапарт, он же Наполеон III. Его политические противники были арестованы, многие депутаты заключены в казармы. Во Франции ввели военное положение.
Ситуация складывалась серьезная, но Гюго это не испугало. Он во всеуслышание объявил Наполеона изменником и написал несколько прокламаций, призывающих народ к неповиновению. Началось восстание, которое было жестоко подавлено.
После таких выходок Гюго грозила как минимум тюрьма, и писателю пришлось срочно выбираться из страны. Он прожил на чужбине почти 20 лет и вернулся лишь в 1870 году, после смерти Наполеона III.
Славы много не бывает… Или все-таки бывает?
Гюго умер от воспаления легких в возрасте 83 лет. Во время парада в свою честь он не удержался и вышел к открытому окну, чтобы явить себя поклонникам, хотя врачи категорически запретили ему это делать. На следующий день пришла простуда, которая стремительно переросла в пневмонию и отправила писателя на тот свет.
До новых книг!
Ваш Book24