Сейчас так много советов в духе «расслабьтесь, вдохните глубоко», «представьте своего собеседника голым», «скажите себе: я сильный, я все смогу», что становится тошно. Тем не менее, совсем избежать банальностей и шаблонов не получится, давая общие рекомендации для собеседований в целом – ведь сфер деятельности, должностей бесчисленное множество, и специфика везде своя.
1) Первое, о чем хочется сказать, как бы затерто это не звучало: те, кто проводит собеседование – будь то начальник отдела кадров, руководитель подразделения или юная hr-менеджер с полным арсеналом различных техник, технологий, методик и иже с ними (в теории, разумеется) – это прежде всего человек, со своими страхами, комплексами, стереотипами. Я, наверное, не сильно вас удивлю, сказав, что в ходе любой беседы человек думает прежде всего о себе и о том, как он выглядит в ваших глазах, и уже потом – оценивает вас. Поэтому (сейчас в меня полетят камни, но я все же не могу этого не сказать) – расслабьтесь. Вдохните глубже (очередная порция камней). Нет, представлять своего собеседника голым не нужно – ну, если только он очень симпатичный и вам сложно удержаться. Но лучше все же сосредоточиться на предмете разговора. Вы ведь умный интересный человек, и пришли сюда не просто так, верно? Так чего вам бояться? Просто говорите то, что считаете нужным, отвечайте на вопросы вашего собеседника, развернуто, но все же по теме:
словесный понос – не та черта, которая прибавит несколько баллов к вашей харизме и интеллекту. Впрочем, если вы проходите собеседование на должность менеджера по продажам, риелтора или еще какого-нибудь «впаривателя», последняя рекомендация не для вас.
Говорите, говорите и еще раз говорите.
2) Второй пункт логично вытекает из первого: тот, кто сидит перед вами, обычный живой человек – не бог и даже не ангел, а посему не ждите от него объективности. Если перед вами женщина, и вы тоже относитесь к прекрасной половине человечества, вы можете не понравиться ей только потому, что на вас одежда более поздней коллекции ее любимого бренда, или за то, что вы немного моложе и значительно привлекательнее.
Если вы оба мужчины, и у вашего потенциального работодателя наблюдаются симптомы самодурства, собеседование может превратиться в пикировку за роль альфа-самца. Если вы победите, он вам этого не простит.
Примерно тот же исход ожидает сильную-и-независимую-женщину (40 котов спят дома) на собеседовании-пикировке с начальником-самодуром, если вдруг она посмеет одержать победу в вербальной схватке. Поэтому (и тут, увы, снова шаблон): ориентируйтесь по обстоятельствам, но не питайте иллюзий относительно того, что все зависит только от вас. Не зависит.
3) Следующий совет по уровню клишированности переплюнет первые две рекомендации, но я все равно напишу, потому что это, мать вашу, важно, очень важно: та-да-да-дам, волшебное, затертое, потрепанное слово, от которого (вернее от того, что за ним стоит), увы, на собеседовании никуда не деться. Я даже не побоюсь написать это большими буквами: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ. У вас еще остались камни? Нет? Вот и хорошо. А я продолжу. Плюйся-не плюйся, кричи-не кричи, но это очень, повторюсь, ОЧЕНЬ важно. Кто вы? На какую должность вы претендуете? Каким хотят видеть кандидата, претендующего на эту должность? Конечно, вы не можете залезть в голову этому конкретному Иванпетровичу или Еркинбулатовичу (см.пункт 2), но вы можете поставить себя на его место, вы можете представить себя обобщенным, усредненным начальником отдела кадров (девочкой hr), и задать себе очень простые, но такие важные вопросы: «Чего я жду от кандидата на эту должность? Как он должен быть одет? Как ему следует разговаривать? Каких ответов на собственные вопросы я ожидаю?»
4) Вы мечтаете стать учительницей русского языка и литературы, и сидите в кресле перед строгой директрисой? Правильно, что заблаговременно достали пирсинг из носа и прикрыли татуировки, молодец, пять! Вы – начинающий адвокат, пришли в контору к матерым волкам? Не стоит учить их жизни, однозначно, и свои рассуждения о добре и зле оставьте для задушевных разговоров с приятелями.
Ваш работодатель славится большим сердцем Казановы, а вы – привлекательная, но глубоко и счастливо замужняя молодая женщина? Мини-юбку и красную помаду приберегите для романтического ужина с супругом, а на собеседование оденьтесь поскромнее, и ни малейшего намека на флирт!
Зачем вам, чтобы вас взяли в надежде на пополнение послужного списка начальника, а потом с треском уволили за «несоответствие должности»? А вдруг к тому времени в коллектив вольетесь, подружек заведете – обидно будет.
5) Как бы банально это не звучало, но старайтесь подчеркнуть свои сильные стороны, если у вас есть некая «фишка», которая может заинтересовать работодателя – продемонстрируйте ее, вы должны запомниться! Не нужно откровенно врать: если вы любите поспать по утрам, не следует говорить, что пунктуальность – ваше второе имя. Расскажите о своих реальных достоинствах, а про вашу любовь к утреннему сну просто не говорите, покуда не спросят. А если уж повезет, и должность достанется вам, ставьте по восемь будильников, но приходите вовремя – опоздания раздражают всех.
6) Последнее, что хотелось бы сказать – не придавайте слишком большого значения результату собеседования. Если вдруг цвет вашего лака все же не понравился несостоявшейся начальнице, или уровень вашего эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости по новомодным методикам девочки-hr окажутся ниже требуемого, не отчаивайтесь: значит, эта должность просто не ваша, и впереди вас ждет нечто более интересное, захватывающее, а главное – подходящее. Ведь любимая работа — это почти как вторая половинка – вы должны встретиться и стать единым целым, но прежде, чем это произойдет, вас может ждать множество неудачных попыток.