Найти тему
НАШИ НРАВЫ

РЫНОК В БУТИКЕ

Модернизация без культуры как пустая красивая коробка, в которую забыли положить конфеты. Красота коробки есть, а конфет – как ни бывало. Откроешь такую коробку, а там – пусто. «Развели!» – подумаешь ты и постараешься запомнить коробку, чтобы больше не нарваться на такой развод.

В городской поликлинике вижу недавно такую картину. Старушки столпились у терминала электронной записи к врачам – этакой для них диковинки. Разобраться, на какие кнопки нажимать, не могут (сенсорный экран для них как японское судоку для тех, кто его впервые видит). Злятся, нервничают, раздраженно ругают друг друга, боясь, что вообще на прием к доктору попасть не смогут из-за такой новинки. В итоге все равно идут в регистратуру и настойчиво твердят медицинской сестре: «Запишите меня к врачу! По старинке запишите в журнал! Проку от вашего терминала нет! Не польза, а морока для людей! Мы будем жаловаться заведующей!». Сестра в ответ (тоже раздраженно) отправляет старушек обратно к терминалу: мол, идите и сами разбирайтесь, нечего меня от другой работы отвлекать, запись теперь электронная. Оно и понятно: руководство поликлиники уже наградило сотрудников регистратуры другой дополнительной работой вместо той, которую теперь якобы выполняет новый терминал.

Модернизация, безусловно, не должна учитывать каждую старушку, иначе не быть ей, модернизации, вовсе. А вот культура, полагаю, должна. Когда нет в поликлиники ни специалиста, способного спокойно объяснить посетителям пожилого возраста, как пользоваться новой техникой, ни нормального уважительного отношения персонала к пациентам (не «идите вы, мол…!», а «чем я могу вам помочь?»), то современная новинка в такой обстановке выглядит по меньшей мере смешно. На фоне же отсутствия нормального отопления, острой нехватки специалистов-врачей, образующей многочасовые очереди, такая новинка вообще абсурдна. Впрочем, абсурд этот длился недолго. Через пару месяцев терминал стоял сломанный, невостребованный. Запись к врачам снова велась традиционным способом. Не прижилось. Как не приживается растение на не подготовленной и не приспособленной для него почве.

Пример из другой сферы. Торговый центр. Это место теперь вездесущее. Если видишь, что где-нибудь в стране идет стройка чего-то крупного, то, скорее всего, это у нас строят новый торговый центр. Он теперь обязательный элемент везде – от столицы до самой провинциальной провинции.

В городах давно прорисовалась тенденция: уличный вещевой рынок закрыть, а торговый центр открыть. И если кто из рыночных продавцов желает дальше работать – заплатить за аренду и перенести свою торговую точку в бутик. Ничего плохого в этом нет: торговый центр выглядит гораздо цивилизованнее, чем барахолка на улице. Одно «но». Продавец, сменивший локализацию, не всегда при этом меняет ментальность. И торгуя дешевыми китайскими или турецкими вещами по накрученным в разы ценам («мы же теперь в бутике!»), умудряется приговаривать: «Берите-берите! Вы по такой цене больше нигде не найдете! Эх, как сидит-то юбочка! Ни один мужичок мимо не пройдет!». Откажитесь вы купить, продавец, не скрывая на лице недовольства, добавит вдогонку: «Вернётесь если, то уже не будет! У меня этот товар знаете, как быстро разбирают!».

Уговорить, уломать, восхититься, чтобы продать – культура сугубо рынка. Оставить покупателя с товаром один на один в примерочной, дать ему возможность решить самому, быть доброжелательным и приветливо улыбаться, вне зависимости от того, сделал клиент покупку или нет, – это культура торгового центра, которой придерживаются даже дешевые бренды, чтобы сохранять свою репутацию. Кстати, вернуть вещь обратно, если она не подошла или на ней брак, не составит никакого труда в тот бутик, куда с Запада заимствовали не только форму, но и содержание – культуру обращения с покупателем. А попробуйте-ка вернуть вещь в бутик, куда продавец «пересел» с рынка. Ладно еще, если вещь примут просто без улыбки. А то ведь могут добавить недовольные гримасы или скандальные реплики. И такое бывает.

Когда немодернизированное сознание переносится в модернизированное помещение, штука из этого выходит превеселая. Расскажу еще одну показательную историю. Довелось мне недавно остановиться на несколько дней в пансионате города Сочи. Пансионат этот имел историю относительно долгую: был построен в советское время и являлся, как тогда часто бывало, местом отдыха сотрудников разных госучреждений страны, отдыхающих совсем бесплатно или почти бесплатно – по льготным путевкам за государственный счет. В современное время, когда все эти льготы, за редким исключением, отменили, пришлось перестраиваться на новый лад и выживать. Пансионат и перестроился буквально: относительно отремонтировали помещение, сделав его более комфортабельным, кое-где кое-что даже по типу европейских гостинец.

Приезжаю я в этот пансионат под утро. Всю ночь была в дороге. Заселить меня в номер служащие отказываются. Хотя оплачено все заранее – за весь срок пребывания. Говорят: «Не можем найти на вас бумагу, распоряжение! Будем ждать начальника. Приедет через четыре часа». «Может быть, вы сначала дадите мне ключ. Немного отдохну. Всю ночь была в дороге», - прошу я, точно зная, что место было забронировано. «А нас не волнует, что вы всю ночь были в дороге!» - прямым текстом отвечают гостеприимные соотечественники. Евроремонт есть. Культуры нет. Оказалось, в отремонтированном пансионате господствует старая ментальность: «Вы к нам приехали, и вы нам должны еще спасибо сказать!». Заменить ее на установку: «Мы сделаем все возможное, чтобы вы к нам еще раз приехали!» не успели. Захочу ли я еще когда-нибудь остановиться в этом месте? Большой вопрос.

Большой вопрос для меня и в том, насколько долговечна внешне модернизированная форма без соответствующего ей культурного кода. Долго ли еще суждено принимать гостей сочинскому пансионату? Или у него та же участь, что и у электронного терминала в поликлинике? Рынок по-прежнему будет жить в бутике? Или, может, красивая форма все-таки постепенно повлечет за собой улучшение содержания. Кто знает, как и с какой скоростью меняются наши нравы.

Ольга ГРАФТ

Если вам понравился этот текст, вы можете поделиться им в социальных сетях, подписаться на канал и поддержать автора, кликнув на значок "нравится".