Так уж случилось, что основу нашего коллектива составляют выпускники Алтайского Политеха. А если быть точнее, кафедры «Металлорежущие станки и инструменты». Многие годы заведует этой кафедрой Фирсов Александр Максимович.
Если в городе Бийске вы спросите любого бийчанина хоть как-то связанного с металлообработкой, знает ли он Максимыча, то окажется что он или учился у него, или, как минимум, с ним знаком. Когда из-за демографической ямы на кафедре резко снизилось число студентов, мы попросили его стать научным руководителем нашей творческой группы, на что он любезно дал согласие. Не стану о нем много рассказывать, ведь здесь речь о другом, замечу лишь, что это интеллигент с большой буквы И. Казалось бы, какое отношение к нашему путешествию имеют металлорежущие станки? А самое непосредственное – Александр Максимович родом из Колпашево, к которому и держала путь по реке наша лодка в это холодное послештормовое утро и в подготовке нашей экспедиции он тоже принимал самое активное участие, и мечтал дойти с нами до родных берегов. Но по очень веским семейным обстоятельствам не смог принять участие в походе.
В Колпашево у нас была назначена встреча с двумя местными УАЗоводами, страстными рыбаками, активными путешественниками – Дмитрием и Володей, у них не только машины, даже номера похожи.
Позвонил Диме – ориентировочное время прибытия 10-11 часов вечера, когда он в ответ поинтересовался при какой температуре мы предпочитаем париться в бане, почувствовал легкий приступ тревоги и на всякий случай сказал, что устроит 90 градусов. Тем временем наш катер медленно, но верно продолжал отсчитывать верстовые столбы, которые, напомню, установлены через каждые 5 километров. Согласно лоции, город Колпашево Томской области располагается на правом берегу на расстоянии 1 240 километров от нулевого столба реки Обь. По сути это город-остров, потому как общается с внешним миром посредством паромной переправы. Ни одного специализированного для перевозки автомобилей парома, мы на реке не видели, как правило, это небольшой буксир с принайтованной к нему баржей.
Назначая время прибытия, я сильно рисковал, ведь наша скорость напрямую зависела от капризов погоды и состояния техники. В этом я немедленно убедился: «Глуши двигатель» - раздался тревожный крик бдительного Булыча. Заглушили, осмотрелись. Кормовая палуба и двери забрызганы маслом из гидросистемы, рукава высокого давления и шланги целы, значит брызжет где-то из-под уплотнений или резьбы. За ремонт взялся наш технический директор ПИМ, потому как вокруг одни начальники и послать некого в прямом смысле этого слова. На пронизывающем ветру в сильную качку он умудрился сменить дефектное крохотное резиновое колечко-уплотнитель на новое. Далее катер шел без поломок, борясь лишь со встречным ветром и волнами. Откуда бы не дул ветер на реке, он всегда будет встречным, об этом нам еще говорил капитан теплохода во время встречи с ним и теперь мы в этом убеждаемся сами.
Вот на горизонте появились колпашевские телевышки, а как мы уже знали до них еще чапать и чапать.
И, действительно, к назначенному времени прийти в Колпашево не удалось. Встреча с Дмитрием у платной стоянки катеров (да-да, везде автостоянки, а здесь катстоянка) состоялась уже в двенадцатом часу ночи.
Как и многие другие форумчане, Дмитрий отслеживал наш путь с помощью спутникового мониторинга транспорта и так же, как и многие не учел, что система находится в режиме он-лайн только там, где есть сотовая связь. Нет связи – нет «Авроры». Поэтому, когда мы были уже в Колпашево, он спокойненько ждал нас дома, попивая чай. На пристани нас никто не встречал. Но нет худа без добра, пока ждали Дмитрия, познакомились со смотрителем стоянки, очень колоритным дедушкой, словно сошедшим из произведений Астафьева. Каждое его слово было пропитано спокойной мудростью и степенностью. Перед уходом с пристани упросил его сделать памятный снимок.
Тем временем, подъехал и Дмитрий. С первого же взгляда на него было ясно – моя тревога были не напрасной, нас ожидает неравная борьба с сибирским гостеприимством. Не стану утомлять читателей перечислением всех деликатесов, которые Бог послал в этот вечер за стол, признаюсь лишь в том, что и ради таких вот встреч с замечательными людьми мы и затеваем наши путешествия. После жаркой баньки (ах, какая у Димы банька с душистыми веничками) и долгого застолья, угомонились лишь под утро.
Утром Дима вызвал свежие силы и сибирское гостеприимство ринулось на нас с удвоенным натиском. К делу подключился еще один колпашевский УАЗовод – Володя. В ход пошли свежекопченые окуни с вялеными язями.
Мы в жизни не встречали таких жирных язей. Жир с них капал в прямом смысле, а мясо было янтарно-нежным.
Весь оставшийся путь они довяливались на кормовой палубе под свежайшим выхлопом дизельной установки. Ну, что тут поделаешь? И дым от дизеля нам сладок и приятен.
Проявила интерес к нашему походу и колпашевская пресса, прислав своего корреспондента.
Колпашевцы очень любят свой город и дорожат им. Они устроили нам экскурсию по знаковым местам города. Стеллу с названием города мы видели еще с реки, но в темное время суток, а теперь вот, подъехали к ней при свете дня.
Рассказали нам и об истории церкви, которая, к сожалению, была на реставрации и посетить ее не удалось.
Торговые центры у нас по всей стране двухтипные: свежепостроенные и переделанные из промышленных объектов. Этот, что вы видите на снимке, по словам Димы, строился как будущая автостанция города, но по непонятным причинам был захвачен местными барыгами.
Ну, и апофеозом всего, после экскурсии по городу, стало посещение краеведческого музея.
Научный сотрудник музея, миловидная женщина с очень хорошо поставленной речью, познакомила нас с историей города и природой. Нам особенно было приятно, что она оказалась нашей землячкой из города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. В Колпашево приехала по направлению после окончания ВУЗа. По ее словам, Колпашево в то время было совсем другим. Колпашевский авиаотряд занимал второе место в Союзе после Домодедово по объему грузоперевозок, а местные летчики не ходили на свидания с барышнями, а летали на самолетах. В городе базировалась воинская часть, которая была создана по прямому указанию Королева С.П. и занималась отслеживанием космических спутников. В часть была собрана элита Советской Армии. Над Колпашево пролегали маршруты большинства авиакомпаний мира из Европы в Азию и здесь располагался мощнейший диспетчерский пункт. Еще в годы войны сюда были эвакуированы коллективы многих учреждений культуры, что явилось толчком для создания в городе постоянной атмосферы праздника. И в ее речи постоянно чувствовалась ностальгия по тому времени. Впрочем, удивительного в этом ничего нет, все мы скучаем по своей молодости, когда все краски и впечатления были гораздо ярче.
1 420 видов насекомых делают эти места безусловными фаворитами по количеству кровопийцев на душу населения. Но, как известно, там, где комар, там и рыба, пищевая цепочка, так сказать.
Впечатлила нас этнографическая экспозиция музея.
В советское время к бубнам шаманов добавились и буквари на языках малых народов Севера. Интересно, как шаманы относились к такого рода ликбезу своей паствы.
Запомнились нам слова из экспозиции музея: "Нарымская ссылка явилось кузницей революционных кадров".
Разумеется, одно из центральных мест в экспозиции музея отведено Великой Отечественной Войне, которая прошлась тяжелым катком буквально по каждой семье. Это боевое Красное знамя вышили женщины Колпашево, и оно прошло дорогами войны с одним из войсковых соединений, основу которого составили сибиряки. Настоящая реликвия.
Только ради того, чтобы посетить музей в Колпашево, туда стоит ехать. Да и в целом, в таких провинциальных городках есть своя неожиданная прелесть, что делает жизнь в них достаточно приятной, не смотря на оторванность от большой земли. После экскурсии наши друзья вновь хотели напасть на нас сытными щами с тушеным кроликом, но мы буквально взмолились отпустить нас в плавание, ведь впереди нас ждал еще длинный путь. Прокатив хозяев по реке, тепло распрощались с ними.