Найти тему
Наш край

Судьба дворцового собрания в Гомеле

Сам дворец и его собрание, которое формировалось в нем вплоть до конца 19 века, привлекали внимание не только местных ценителей искусства, но и исследователей российских усадеб из обеих столиц Российской империи. Об этом свидетельствуют подробные описи художественных коллекций владельцев дворца, публиковавшиеся в ряде журналов Санкт-Петербурга и Москвы, различные ссылки на гомельское собрание при издании каталогов, а также исторические исследования (1, с.44). Показательными в этом плане являются и «Описи наличности Гомельского замка Светлейшего князя Варшавского Графа Ф.И. Паскевича-Эриванского, 1891г.» и «Описи наличности Гомельского замка кн. Паскевич,1910 г.», статья искусствоведа Г.К.Лукомского «Гомельская усадьба Ирины Ивановны Варшавской, графини Паскевич-Эриванской», опубликованная в журнале «Столица и усадьба» в 1913 году. То, что усадьба Паскевичей в Гомеле и тогда была главной достопримечательностью города, подтверждает факт издания в конце 19-начале 20-го веков почтовых открыток с видами дворца, уголков парка и т.д. Причем издавались они в Москве, Санткт-Петербурге, Варшаве, Гомеле, Лейпциге…

Чуть позже, в период революционных событий 1917 года, внимание к дворцово-парковому ансамблю было таким же пристальным, но уже как к объекту, ставшему народным достоянием. Призывы из центра о сохранении памятников истории и культуры, бережному к ним отношению на местах давали свои положительные результаты. Как известно, в марте 1917 года по инициативе Максима Горького была создана Комиссия по делам искусства при Петроградском Совете. В одном из воззваний к гражданам России она обратилась со следующим призывом: «Граждане, старые хозяева ушли. После них осталось огромное наследство. Берегите картины, cтатуи, здания, старые вещи. Все это ваша история, ваша гордость». Такие документы были своевременными и для многих дворянских усадеб в тот момент становились своего рода охранными грамотами. Ведь многие из них в то время были по своему содержанию настоящими музеями. О гомельском дворце князей Паскевичей историк Адам Киркор в «Живописной России» еще в 1882 году писал: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств, делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем» (10,427). После революции дворец постоянно находился в поле зрения Наркомата просвещения и его Музейного отдела. В телеграмме Наркома просвещения А.В. Луначарского, присланной в адрес Гомельского Совета 13 декабря 1917 года, говорилось: «Уважаемые товарищи! Гомельский Совет занимает помещение чрезвычайно ценное в художественном отношении, а именно дворец графа Паскевича. В здании этом находится огромное количество ценных произведений искусства. Я очень просил бы вас сделать все зависящее, чтобы художественные ценности, которые находятся теперь под вашим опекунством, сохранились безо всякого для них вреда».

Несмотря на трудности политической и социально-экономической ситуации в стране, разные документы свидетельствуют о том, что вопросам сохранения историко-культурного наследия на местах тогда уделялось особое внимание. Не исключением был и Гомель. На одном из съездов представителей народного образования, который проходил 20 марта 1919 года в губернском Могилеве, особо подчеркивалось, что «замок бывшей Паскевич, представляющий собой общегосударственную ценность, вместе со всем содержимым, требует особых работ со стороны государства и должны быть отпущены средства на его охрану и содержание». С момента создания Гомельской губернии этими вопросами занимался губернский отдел по делам музеев, архивов и охраны памятников искусства и старины.

Однако избежать последствий революции и гражданской войны все же не удалось, и они значительно повлияли на целостность дворца и его собрания. Первое значительное повреждение в 20-м веке дворец получил во время солдатского мятежа, вошедшего в историю Гомеля под названием «стрекопытовский». Серьезно пострадали главный корпус и его интерьеры. Российский искусствовед Евграф Кончин в 1990 году в газете «Советская культура» этой теме посвятил статью «Пожар в Гомеле». Архивные документы свидетельствуют о том, что в связи с пожаром во дворце в последнюю декаду марта 1919 года из Гомеля часть ценностей была увезена в Государственный исторический музей. Сотрудник Музейного отдела Наркомата просвещения Пошуканис В.В., находившийся в тот момент в Гомеле, телеграфировал 31 марта 1919 года в Москву: «Главный дом Паскевича сгорел. Большая часть вещей и все драгоценности спасены. Драгоценности ( «…около ста пудов золота и серебра в изделиях»- авт.) вывожу в Москву». (3,с.15). В мае 1919 года в газете «Жизнь национальностей» по поводу последствий солдатского мятежа сообщалось: «Жизнь в самом городе Гомеле понемногу входит в нормальные рамки. Одним из печальных следствий происшедшего в нем мятежа является гибель дворца князя Паскевича, который был обширным музеем художественной старины».

Продолжение данного материала можно прочитать на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины. Множество статей по истории самого дворца в разное время его существования можно найти по специальному тегу.

Читайте больше по истории родного края!