Найти тему
Гараж Автоклассика

Броня крепка. Уникальный бронированный лимузин ЗИЛ-4105

Во все времена представители любой власти старались окружить себя роскошью, и в то же время максимально себя обезопасить, в основном, от своего народа, за различными стенами крепостей, высокими заборами с охранной по периметру, специальными экипажами, а в автомобильный век – бронированными автомобилями. Статусными и эксклюзивными, понятное дело. Не являлась тут исключением и советская партийная элита, для которой отечественный автопром выпускал буквально единичные экземпляры уникальных автомобилей. Одна из таких машин - ЗИЛ-4105.

-2

Главная отличительная особенность этой машины в том, что проектировалась сперва её бронированная часть салона, так называемая бронекапсула, вокруг которой будущий суперзащищенный лимузин обрастал внешними деталями и технической начинкой. Вообще, такой принцип конструирования броневиков был нетипичным для мирового автомобилестроения, где бронировались уже серийно выпускавшиеся лимузины. Наши конструкторы подошли к вопросу безопасности очень основательно. Бронированная часть машины была изготовлена на Курганском машзаводе, выпускающем бронированную военную технику.

-3

Внутри салона ничего не говорит о том, что это не обычный лимузин, а суперзащищенный броневик, ну разве что когда открыты шторки, видна толщина стёкол, толщина лобового стекла – 43 мм, боковых и заднего – 47 мм, толщина бронелиста от 4 до 10 мм в разных местах.

-4

Всего было изготовлено 25 броннированных кузовов, два из которых предназначались для испытаний на сопротивление брони разным видам угроз. Вес автомобиля – более пяти тонн.

-5

Под стать защите были и технические параметры. Шасси машины было спроектировано таким образом, чтобы бронированный лимузин невозможно было перевернуть. Бензиновый двигатель объемом 7.6 литра, мощностью 315 л.с. был оборудован двумя системами зажигания – основной и резервной, управление ими было с места водителя. Дублированным было всё критически важное эектрооборудование, так же на машине было 2 аккумулятора, система питания включала в себя 2 бензонасоса.

-6

Автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, усилитель тормозов (все тормоза на машине дисковые), всё это упрощало управление тяжелой статусной машиной, неудобства были лишь на тесных улочках, где габариты машины приходилось учитывать при поворотах (радиус разворота 15 метров), но для езды по таким местам этот автомобиль и не предназначался, по понятным причинам.

-7
-8

Салон оборудовался климатической системой с кондиционером

Благодаря особому наполнителю колёс, бронированный ЗИЛ-4105 мог двигаться с высокой скоростью, более 100 км/час даже на спущенных или повреждённых покрышках. Максимальная скорость машины в нормальных условиях достигала 190 км/час, время разгона до сотни- 13 секунд.

Бензобак вмещал 120 литров дефицитного в то время девяносто пятого, и тоже имел особую конструкцию, предотвращавшую возгорание топлива, а на случай пробоя внутренняя часть бака имела герметизирующее самозатягивающееся покрытие. Даже взрыв гранаты под баком не мог его подпалить. Средний расход топлива составляет 22 литра на 100 км.

-9

Точной информации о том, во сколько бюджету обошлась разработка этой машины нет, по косвенным подсчётам специалистов, на её разработку было потрачено сумма эквивалентная 600 тыс. долларов. В ценах первой половины 80-х, когда и велась разработка.

Машина выпускалась в нескольких модификациях, отличавшихся внешним видом, схожим с «обычным», то есть небронированным лимузином ЗИЛ-4104, и ЗИЛ-41047.

-10
-11

Есть мнение, что эта машина привлекала внимание западных специалистов по безопасности а так же инженеров автостроителей. Поскольку машина в свободной продаже не была, да и вообще являлась секретной разработкой в своё время, полностью изучить конструкцию им не представлялось возможным. После распада СССР американцы быстренько купили одну из этих машин, разобрали её до винтика, изучая конструкцию уникального автомобиля, в особенности их интересовал бронированная «капсула» салона.

Можно купить этот лимузин и сейчас, на вторичном рынке, вот только цена за уникальную машину тоже уникальна, мне попадался вариант стоимостью в 62 миллиона рублей.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru