Найти тему
о СТИЛЕ

Путешествие по Русскому Музею

Сегодня я отправилась в Русский музей.

Музеи - места, важные для развития и поддержания визуального чутья. Места, где можно просто отдохнуть и приобщиться к прекрасному, чтобы потом лучше составлять образы, ассоциировать клиентов с героями картин.

Я отправилась не просто так, а по мотивам Солоухина, его Писем из русского музея. Читаю я его редко и по чуть-чуть, для успокоительного эффекта, и пока живу жизнь, что-то успеваю забыть.

И все же, мне хотелось увидеть те картины, которые мне запомнились из его описаний (обновить виденное когда-то, ладно): богатырей Васнецова, "Взятие снежного городка" и "Переход через Альпы" Сурикова, понять, утомляет ли меня Брюллов, а может, и на иконы посмотреть.

Когда бродишь по залам, поражаешься многоообразию взглядов на Россию: тут тебе и оптимизм и пессимизм, и стремление поднять социальные проблемы и пейзажи, и религиозные и античные сюжеты. Тут любят, любуются, порицают, подстерегают.

"Проводы на войну" - у этой картины Савицкого я стояла долго, потому что мне показалось невероятным такое многообразие горя: горе истерическое, горе молчаливое и скорбное, горе удалое от отчаяния.

"На войну", К. А. Савицкий
"На войну", К. А. Савицкий

Художники любуются женщинами разных возрастов: девочками, девушками, дамами, бабушками; разных ипостасей: русалками, Сусаннами, Магдолинами, богинями, императрицами и плящущими бабами.

"Плящущая баба", Ф. А. Малявин
"Плящущая баба", Ф. А. Малявин

Я поражалась "Собранию государственного совета" Репина: какой красный цвет, какие мазки у художника - такие широкие линии, стремительные, но красный очень заметный, такое сочетание яркости и движения, он как будто пульсирует, как будто течет красная река. У всех персонажей такие значительные лица, в вот лицо Николая проигрывает по величию окружающим, и думаешь, может, потому революция и случилась?

И сколько же лет Репин рисовал их всех, таких значительных?

"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения", И. Е. Репин
"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения", И. Е. Репин

Я была в Репино, в усадьбе художника, но там совсем по другому воспринимаешь его творчество. А тут ясно, почему так много его картин в Русском музее, кажется, тонешь в нем одном.

Смотрела, как выглядит у художников по-разному земля: легкая, солнечная, тошнотворная, серая, утопляющая "мать сыра земля", в которую ляжешь, хочешь или нет, зеленая в траве, нежная, куртуазная, одетая в гранит или покрытая рожью и плетнями.

Брюллов очень масштабен и быстро утомляет. Наверное, надо приходить смотреть со свежими глазами, с него начинать. Особенно, когда рядом Айвазовский выплескивается на тебя из рам.

А вот висит огромная и радостная "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине". Но задумаешься, красивые то все девушки на картине, а рукоплещут голой одной, как так складывается? А впрочем, иногда хочется не думать слишком много, а просто наслаждаться такими светлыми и яркими красками.

"Фрина на празднике Посейдона в Элевзине"  Г. И. Семирадский
"Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" Г. И. Семирадский

А рядом висит портрет пожилой дамы, поражающий своими глазами по контрасту с предыдущей картиной. У некоторых святых глаза изображают очень похоже.

"Портрет С.П. Чихачевой", П. П. Чистяков
"Портрет С.П. Чихачевой", П. П. Чистяков

Когда доходишь до парадной живописи и портретов фрейлин и членов царской семьи, невольно вспоминаются "Бурлаки на Волге" и Иисус на "Воскрешении дочери Иаира" Репина. Лицо Иисуса изможденное не меньше, чем у бурлака. Так через контрасты и видишь многообразие културы России в умах художников.

"Портрет императрицы Марии Федоровны", И. Н.  Крамской
"Портрет императрицы Марии Федоровны", И. Н. Крамской
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, К. П. Брюллов
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, К. П. Брюллов
"Воскрешение дочери Иаира" И.Е. Репин
"Воскрешение дочери Иаира" И.Е. Репин
"Бурлаки на Волге", И.Е. Репин
"Бурлаки на Волге", И.Е. Репин

А для тех кто устал от социальных контрастов, есть пейзажи. Вот Куинджи, вселяющий оптимизм и любовь к жизни.

-10

До икон я не дошла. Все-таки музей уже закрывали.

Так что сходите и вы туда, в Русский музей, посмотрите на все эти лица и пейзажи. Им есть о чем вам рассказать

Если пост был вам интересен, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!