Сегодня я отправилась в Русский музей.
Музеи - места, важные для развития и поддержания визуального чутья. Места, где можно просто отдохнуть и приобщиться к прекрасному, чтобы потом лучше составлять образы, ассоциировать клиентов с героями картин.
Я отправилась не просто так, а по мотивам Солоухина, его Писем из русского музея. Читаю я его редко и по чуть-чуть, для успокоительного эффекта, и пока живу жизнь, что-то успеваю забыть.
И все же, мне хотелось увидеть те картины, которые мне запомнились из его описаний (обновить виденное когда-то, ладно): богатырей Васнецова, "Взятие снежного городка" и "Переход через Альпы" Сурикова, понять, утомляет ли меня Брюллов, а может, и на иконы посмотреть.
Когда бродишь по залам, поражаешься многоообразию взглядов на Россию: тут тебе и оптимизм и пессимизм, и стремление поднять социальные проблемы и пейзажи, и религиозные и античные сюжеты. Тут любят, любуются, порицают, подстерегают.
"Проводы на войну" - у этой картины Савицкого я стояла долго, потому что мне показалось невероятным такое многообразие горя: горе истерическое, горе молчаливое и скорбное, горе удалое от отчаяния.
Художники любуются женщинами разных возрастов: девочками, девушками, дамами, бабушками; разных ипостасей: русалками, Сусаннами, Магдолинами, богинями, императрицами и плящущими бабами.
Я поражалась "Собранию государственного совета" Репина: какой красный цвет, какие мазки у художника - такие широкие линии, стремительные, но красный очень заметный, такое сочетание яркости и движения, он как будто пульсирует, как будто течет красная река. У всех персонажей такие значительные лица, в вот лицо Николая проигрывает по величию окружающим, и думаешь, может, потому революция и случилась?
И сколько же лет Репин рисовал их всех, таких значительных?
Я была в Репино, в усадьбе художника, но там совсем по другому воспринимаешь его творчество. А тут ясно, почему так много его картин в Русском музее, кажется, тонешь в нем одном.
Смотрела, как выглядит у художников по-разному земля: легкая, солнечная, тошнотворная, серая, утопляющая "мать сыра земля", в которую ляжешь, хочешь или нет, зеленая в траве, нежная, куртуазная, одетая в гранит или покрытая рожью и плетнями.
Брюллов очень масштабен и быстро утомляет. Наверное, надо приходить смотреть со свежими глазами, с него начинать. Особенно, когда рядом Айвазовский выплескивается на тебя из рам.
А вот висит огромная и радостная "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине". Но задумаешься, красивые то все девушки на картине, а рукоплещут голой одной, как так складывается? А впрочем, иногда хочется не думать слишком много, а просто наслаждаться такими светлыми и яркими красками.
А рядом висит портрет пожилой дамы, поражающий своими глазами по контрасту с предыдущей картиной. У некоторых святых глаза изображают очень похоже.
Когда доходишь до парадной живописи и портретов фрейлин и членов царской семьи, невольно вспоминаются "Бурлаки на Волге" и Иисус на "Воскрешении дочери Иаира" Репина. Лицо Иисуса изможденное не меньше, чем у бурлака. Так через контрасты и видишь многообразие културы России в умах художников.
А для тех кто устал от социальных контрастов, есть пейзажи. Вот Куинджи, вселяющий оптимизм и любовь к жизни.
До икон я не дошла. Все-таки музей уже закрывали.
Так что сходите и вы туда, в Русский музей, посмотрите на все эти лица и пейзажи. Им есть о чем вам рассказать
Если пост был вам интересен, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!