Найти тему

Что нами управляет?

Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-

Владимир Маяковский

Вы задумывались о том, как мы неосознанно живем? Наши действия и мысли построены на воображаемом фундаменте. Это наши внутренние убеждения, которые строятся на искусственных понятиях: хорошо, плохо, можно, нельзя, совесть, правда, справедливость. Это же не физические тела, их нельзя потрогать, значит эти понятия кто-то создал. Конечно, их навязывает общество. Зачем? Во-первых, они дают возможность людям существовать безопасно, т.е. мы договорились, что нельзя воровать, лгать, убивать и т.п., иначе мы будем наказаны. Надо отметить, что эти нормы у каждой социальной группы будут разные. Во-вторых, эти понятия ограничивают возможности людей. Мы резко сужаем круг наших возможностей. В современном мире очень сложно добиться успеха "хорошим" способ. В любом случае, человек, действующий в своих интересах, ущемляет другого. Невозможно добиться равновесия или справедливости в жизни: у кого-то всегда будет больше, чем у другого. В-третьих, это очень удобный способ перекладывания ответственности. Если мы действуем, основываясь на хорошо/плохо, т.е. живем неосознанно, мы просто делаем свой выбор и не несем ответственность за этот выбор.

Эти понятия строятся на оценке. Любой поступок мы пытаемся отнести в две категории: хорошо или плохо. Однако нужно помнить, что эти понятия придумали, в жизни их не существует, хорошо/плохо находятся только в нашей голове. Они ограничивают наши действия. Если вы перестанете клеить стикеры с "хорошо", "плохо" на все, что происходит в мире, вы, во-первых, будете видеть причинно-следственные связи, во-вторых, обретете свободу действий, но и ответственности.

Сложно отказываться от убеждений, которые были привиты родителями. Часто мама говорила, что так делать нельзя, потому что это "плохо", а если "плохо", значит будет наказание, которое у ребенка вызывает стыд, вину, страх. Эти нейронные связи так укрепились, что во взрослой жизни мы продолжаем следовать такой модели поведения. Пытайтесь рассмотреть ситуацию с разных сторон, делать безоценочные суждения, выстраивать причинно-следственные связи, потому что смысла в навешивании ярлыков нет.