Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека. Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.
Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).
Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.
Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.
Особенности школьной социализации
Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:
- Результаты можно увидеть спустя длительное время;
- Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
- Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
- Школа обладает автономией;
- Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
- Сочетание традиций и инноваций;
- Статус ученика временный;
- Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.
Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.
На ребенка воздействуют три ценностные системы:
- Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
- Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
- Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.
Результаты и механизмы воспитания
Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию, усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).
Воспитание обеспечивается несколькими подходами:
- Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
- Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
- Возрастной. Зависит от возраста;
- Гендерный. Учет различий по полу;
- Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .
В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.
Деятельность школы использует все механизмы социализации:
- психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
- социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.
Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.
Формы и методы
Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:
- Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
- 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
- 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
- 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.
Методы социального воспитания делятся на группы:
- Методы формирования сознания,
- Методы организации деятельности,
- Методы стимулирования, мотивации.
Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.
Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.
Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.
Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.
Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!