“Унция мира дороже, чем тонна победы.”
Леон Фейхтвангер
Каждый человек хочет счастья, но счастье невозможно без познания истины. Ключ ко всеобщему счастью заключается в познании истины о сущности бытия и о высшем смысле жизни. Незнание истины трагично, оно может привести человечество к катастрофе. Поэтому поиск истины – самая благородная деятельность честного человека.
Но какими же путями следует осуществлять поиск и утверждение истины? Какими средствами следует бороться против лжи и обмана? Мирной дискуссией или опустошительной войной? Мир или война? К сожалению, из истории известно нам много фактов, когда люди пытаются утверждать истину путем грубого насилия. Рассмотрим несколько примеров для того, чтобы ответить на эти вопросы.
Энергетический кризис создает ряд актуальных проблем для современной науки и техники. Стремление человека к решению какой-либо из этих проблем заслуживает не только материального вознаграждения, но и морального поощрения. Однако, такое стремление должно иметь под собой реальную почву, а не надуманную фантазию.
Технически безграмотные люди для решения проблемы энергетического кризиса “изобретают” так называемые “вечные двигатели”, которые совершали бы работу неограниченно долгое время без потребления энергии от внешнего источника.
Однако, наукой давно доказано, что работа “вечного двигателя” практически невозможна. Это противоречит здравому рассудку: ведь невозможно вечно тратить энергию, если ты ее никогда не приобретаешь. Поэтому такое решение энергетической проблемы обречено на явный провал.
Но “изобретатели” вечного двигателя не хотят признавать, что причиной их неудач является незнание истины об объективных законах природы, которые не зависят ни от желания, ни от настроения, ни от квалификации того или иного человека. В своих неудачах они винят, как правило, не свою техническую безграмотность, не свое незнание истины о законах физики, а ученых оппонентов, которые дают отрицательные отзывы.
Рассказывают, что один из таких “изобретателей” был настолько возмущен своими неудачами, что убил своего ученого оппонента и заявил на суде следующее: “Я убил его для того, чтобы избавить человечество от энергетического кризиса! Я приношу свою и его жизнь в жертву за счастье миллиардов людей, которым теперь никто не помешает построить вечные двигатели!”
Какое благородство! Какой героизм! Отдать всего две жизни за счастье миллиардов людей! Но... Но разве убийство ученого оппонента изменит законов физики? Разве после этого невозможные “вечные двигатели” окажутся возможными? Разве это убийство решит проблему энергетического кризиса? Разве оно принесет человечеству счастье?
Нет, конечно! Объективная истина о законах физики не зависит от субъективного мнения ученого оппонента или изобретателя. Она не может быть познана или изменена путем насилия и убийств.
Поэтому формальное благородство оказывается практически тупым безрассудством, а формальный героизм – фактическим преступлением! Формальный героизм и фактическое преступление – вот это и есть та трагедия, над которой стоит хорошенько задуматься. Разве не является трагичной судьба “изобретателя”, фанатично идущего на смерть и убийство во имя создания невозможного “вечного двигателя”?!
Однако, в данном примере трагедия носит локальный характер. Ведь могло быть и хуже! Представим себе, что одному из таких “изобретателей” вечного двигателя удалось одурманить и привлечь на свою сторону миллиарды технически безграмотных людей и объявить “священную” войну ученому миру.
Предположим далее, что ему удалось захватить власть и учредить государственную конституцию, гарантирующую каждому человеку свободу научной деятельности только лишь в том случае, если она имеет целью построение вечного двигателя; гарантирующую любому труженику право на бесплатный труд с целью накопления материальных средств для построения того же вечного двигателя.
Предположим далее, что этот “великий изобретатель” гарантирует смерть, тюрьмы, концлагеря, “автомобильные аварии” и другие “случайные” несчастные происшествия всем тем, кто в силу своего интеллекта не может согласиться с его “идеями”. Что бы произошло с человечеством, если бы этот “изобретатель” распространил свои гарантии далеко за пределами своей страны, на весь мир?
Нетрудно предвидеть, что в такой ситуации человечество фактически погибло бы во имя формального и вымышленного счастья. Из сказанного ясно, что изобретатель и оппонент могут прийти к объективной истине только лишь путем честной дискуссии, а не путем грубого насилия и убийств.
***