Найти тему
Вадим Астанин

ТИРАНЫ

В самом Коринфе тираническое правление установилось в 657 году до н.э. До этого Коринфом управлял род Бакхиадов. Бакхиады, как и Фидон, выводили своё происхождение от Геракла и причисляли себя к Гераклидам. Их правление длилось девяносто лет. Они управляли городом совместно, выбираемый среди них правитель был первым среди равных, а браки заключались только с женщинами своего рода. Основные доходы Бакхиады получали с гавани, присваивая налоги и пошлины, однако не гнушались и морским разбоем в качестве источника дополнительной прибыли. Благодаря этому злодейскому ремеслу и желанию защитить личные интересы Коринф превратился в морскую державу. Бакхиады использовали новый тип боевого корабля — триремы, создателем которого был коринфянин Амейнокл, построивший в 700 году до н.э такие корабли для острова Самос. Триремы участвовали в морской битве 664 года до н.э. когда возник конфликт между Коринфом и коринфскими же колонистами, заселившими остров Керкиру (Корфу). На суше Бакхиадам удалось подчинить своему влиянию Мегару, но ненадолго. Утрата Мегары, неудачи в борьбе с керкирскими колонистами, недовольство коринфян, обвиняющих Бакхиадов в надменности, грубости и чрезмерной роскоши стали причиной переворота, устроенного коринфским полемархом (военачальником, наделённым в Коринфе помимо собственно военных функций некоторыми полицейскими и фискальными полномочиями) Кипселом. Объединив вокруг себя недовольных, он в 657 году до н.э. сверг Бакхиадов и установил в Коринфе тиранию.

Имущество свергнутого рода было конфисковано, сами Бакхиады вынуждены были бежать из Коринфа. Став изгнанниками, Бакхиады поселились на Керкире, в Спарте, Македонии и Кавносе. По легенде, один из Бакхиадов, Демарат, осел в Этрурии, где вступил в брак с аристократкой из рода Тарквиниев. Его сын, Луций Тарквиний Приск (Lucius Tarquinius Priscus), или Тарквиний Древний был пятым царём Рима.

О рождении Кипсела существует предание, изложенное Геродотом со слов коринфянина Сокла. Отец будущего тирана, Эетион, сын Эхекрата, живший в селении Петра, вступил в брак с Лабдой, дочерью Бакхиада Амфиона. Эетион был выходцем их ахейского рода, возводившего родословную к мифическому лапифу Кенею.

Этот Кеней (Καινεύς) прежде был девушкой по имени Кенида (Καινίς), возлюбленной бога морей Посейдона. Посейдон пообещал Кениде исполнить любое её желание, и Кенида пожелала обратиться в неуязвимого мужчину. Бог исполнил просьбу Кениды. Кенея нельзя было убить железным оружием. Он принимал участие в походе аргонавтов, в Калидонской охоте (охоте храбрейших греческих воинов на Калидонского вепря) и в сражении лапифов с кентаврами, случившемся на свадьбе лапифского царя Пирифоя. Так как Кенея нельзя было поразить железом, кентавры, многих из которых он убил, окружили его и умертвили, поразив сосновыми стволами (вбили в землю). После смерти, в царстве мертвых Аиде, Кеней снова перевоплотился в девушку.

Лабда была хрома, из-за чего никто из Бакхиадов не захотел на ней жениться. Поэтому Лабду и выдали замуж за ахейца.

Так как у Эетиона не было детей ни от прежней жены, ни от нынешней, то он отправился в Дельфы вопросить оракул о потомстве. На заданный вопрос Пифия ответила ему такими словами:

Эетион, нет почёта тебе, хоть ты чести стяжал себе много, Лабда родит сокрушительный камень; падёт он На властелинов-мужей и Коринф покарает.
Геродот. История. Книга пятая. Терпсихора. 92

Об этом предсказании узнали Бакхиады. Кроме того, ранее, неизвестно от кого они получили пророчество, напоминающее то, что изрекла Пифия Эетиону:

В скалах приимет во чреве орёл, но льва породит он Мощного и сыроядца: сокрушит он многим колени. Крепок сие разочтите, коринфяне, те, чья обитель Славной Пирены вокруг и твердыни высокой Коринфа.
Геродот. История. Книга пятая. Терпсихора. 92

Это прорицание Бакхиады раньше не понимали, зато теперь они точно знали, что делать. Как только жена Эетиона разрешилась от бремени, к ней послали десять человек для того, что умертвить младенца. Убийцы договорились умертвить ребенка в тот момент, когда счастливая мать передаст дитя им в руки. Придя в дом к Эетиону, убийцы так и поступили. Лабда отдала им новорождённого мальчика, но ребёнок, как пишет Геродот «по божественному внушению» улыбнулся. Человек, который держал дитя, увидев улыбку, не решился бросить ребенка оземь. Он передал мальчика стоящему рядом с ним, а тот следующему, а следующий соседнему и так до тех пор, пока ребёнок не вернулся на руки к матери. Посланцы Брахиадов вышли на улицу и прямо у дверей затеяли перебранку, обвиняя самого первого в трусости. Лабда слышала их ругань и успела спрятать будущего тирана Коринфа в сундук прежде, чем подосланные душегубцы вернулись завершить начатое злодеяние. Убийцы возвратились обратно в Коринф и сообщили Брахиадам, что исполнили поручение. Эетион же, опасаясь за жизнь родных, перевёз жену и сына сначала в Олимпию, а затем в Клеоны.

С тех пор спасённого ребенка нарекли Кипселом, по названию сундука, в котором он был спрятан.

Возмужав, Кипсел совершил путешествие в Дельфы, где вопросил оракул о своём будущем, на что получил следующий ответ:

Счастлив сей муж, что ныне в чертог мой вступает, Эетинов Кипсел; царь славного Града Коринфа Будет всё же он сам и дети его, но не внуки.
Геродот. История. Книга пятая. Терпсихора. 92

Поселившись в Коринфе, Кипсел быстро добился карьерного успеха – он был избран на должность полемарха. Это звание помогло Кипселу снискать популярность среди коринфян. Уменьшая приговорённым денежный штраф на ту сумму, которая полагалась лично ему, он заручился поддержкой демоса и захватил власть в городе, убив предводителя Бакхиадов Патроклеида (или Гиппоклеида).

Своих врагов Кипсел безжалостно преследовал: одних изгонял, у других отнимал имущество, третьих казнил. Тех же, кто помог ему воцарится в Коринфе, он всяческим образом поощрял – увеличил число фил с четырёх до восьми, раздал конфискованное имущество сельским жителям и организовал переселение граждан на новые земли. В его правление колонисты из Коринфа основали Левкас, Анакторию, Амбракию и другие, меньшие по размеру поселения на этолийском и акарнанском побережье. Ойкистами, то есть основателями и устроителями трёх крупных колоний стали внебрачные сыновья Кипсела: Пилад, Эхиад и Горг.

Однако город Эпидамн, основанный в 627 году до н.э. на Иллирийском побережье выходцами с Керкиры (колонии, ставшей враждебной Коринфу) под предводительством аристократа из рода Гераклидов был также нерасположен к Кипселу.

Кипсел правил Коринфом тридцать лет и, будучи любезен народу, не нуждался в телохранителях. Умер тиран естественной смертью в 627 году до н.э. унаследовав власть и имущество сорокалетнему сыну Периандру, рождённому от законной жены Кипсела Кратеи.