Найти тему
Заметки врача

Глава 18

ИСТОРИИ, СЛУЧАИ ИЗ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Вчера в очередной раз столкнулся с проблемой, связанной с недопониманием в отношениях врача и пациента. Пациент, которому неоднократно, доходчиво были объяснены правила поведения после операции, несколько раз (на его взгляд в мелочах) нарушал их. Это приводило к возникновению не нужных проблем. Слава Богу, в этом случае процессы были контролируемы. В эти минуты сложно совладать со своими эмоциями. У меня не хватает времени, хотя я знаю, что в этот момент должен быть примером спокойствия и рассудительности для сотрудников и пациентов. С годами, опытом иногда это получается. Я ни в коем случае не хочу во всем винить пациента, ищу варианты решения проблемы (такие случае бывают у каждого врача). Минимизировать риски можно, проводя работу с пациентами до операции. Очень важно - не «перегнуть палку», плохо, если пациента слишком «запугивают», не лучше и другой вариант - когда в результате разговора все видится только в розовых тонах... И всетаки слишком часто врач и больной совершенно по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мы разговариваем на разных «языках» (в силу особенностей характеров, образования, возраста). Я не хотел бы, чтобы мне, как пациенту, подробно рассказывали обо всех мыслимых и немыслимых осложнениях предстоящей операции, к этой информации не каждый готов. Поэтому, как бы ни тривиально это звучало, подход должен быть индивидуальным и сдержанно оптимистичным. Для себя давно решил, что не должен оценивать качество проведенной операции, уж слишком ненадежны наши человеческие критерии (операция может выглядеть вполне «эстетично», а послеоперационный период будет протекать по своим законам). При этом ничто не мешает проводить анализ проведенного вмешательства, и лучше с долей «излишней критики». Все это должно оставаться во «внутреннем мире» хирургической бригады. Врач не должен рассказывать родственникам и пациенту о «суперсложных» проблемах, которые он «преодолел» в операционной. Мой учитель называл это «дешевым авторитетом». Между врачом (особенно хирургического профиля) и пациентом, по полностью неизвестным мне причинам, возникают особые отношения «взаимозависимости». Чем более «открыты» и естественны эти отношения, когда один помогает, поддерживает другого, тем результат лечения лучше. Возвращаясь к тому пациенту, скажу, что, наверное, недостаточно «заинтересованно» беседовал я с этим человеком, вероятно поэтому, он и не «услышал» меня. Но в диалоге участвуют два человека, часть пути за вами, уважаемые пациенты. Есть такая группа (небольшая) «нарушителей» лечебноохранительного режима*4, действия которых приводят к положительным результатам. Утром разрешили пить, кушать понемногу, двигаться по палате в сопровождении медперсонала... И вот через полчаса, встречаешь такого выздоравливающего, а он сам идёт в столовую... Весь «обвешанный» катетерами, дренажами, морщится от боли, но идет, «как все». Смотрит на тебя, испугавшись собственной смелости. Первая мысль: «Ну куда ты? Там столько всего вчера было (во время операции)». Но таких пациентов нужно поддерживать, даже если приходиться совместно вернуться в палату. Если мы с вами искренне будем желать одного результата, то мы непременно его достигнем. Наша просьба о помощи - это то, о чем говорил Господь: «Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я среди них» (Евангелие от Матфея 18:20).