Найти в Дзене
Ставропольский Дзен

Cоцсети: в поисках позитива

Оглавление

Почему социальные сети не такие, какими мы хотим их видеть.

Главным событием девятого форума «Машук» стал визит президента России Владимира Путина. Он познакомился с некоторыми проектами и выступил перед участниками. В числе прочих он выделил «Студенческий медиахолдинг».

Его участники Исраил Тамаев и Висраил Хадиев на базе мультипликационной студии имени Александра Ширяева создают контент для студенческих студий, который в основном распространяется в социальных сетях. Глава государства отметил:

– Особенно здорово, что вы в сетях работаете. Потому что, я так понимаю, настрой у вас самый позитивный. А позитив в сетях нужен 100%, которого часто не хватает.

Ранее Владимир Путин несколько раз говорил, что сам социальными сетями практически не пользуется и не имеет собственных аккаунтов. Тем не менее, он понимает, насколько важную роль они играют в современном обществе.

Terra Incognita

Так или иначе, если для старшего поколения социальные сети остались скорее малопонятной забавой и средством коммуникации, то для молодёжи они превратились в среду обитания и инструмент прямого социального действия.

-2

В них не просто общаются, а знакомятся, работают, решают все важные вопросы. Есть у этой сферы и своя тёмная сторона – от распространения порнографии и наркотиков до недавней серии скандалов, связанных с арестами и штрафами за репосты публикаций неоднозначного содержания.

Всё это приводит к неутешительным выводам, что социальные сети остаются для нас terra incognita – слишком новой и непонятной частью жизни, которая появилась недавно, меняется стремительно, плохо управляема и несёт бездну как возможностей, так и опасностей.

Попытки государства взять под контроль эту сферу, во-первых, оказываются малоэффективны, а во-вторых, воспринимаются как дрейф куда-то в сторону Северной Кореи. Социальные сети – это не «виртуальная реальность», куда «уходит» подрастающее поколение, это часть нашей новой реальности, в которой старые механизмы не работают по одной очевидной причине: они потеряли актуальность.

-3

Но до сих пор человечество всегда справлялось с новизной, которую само же и создавало. Феномен социальных сетей исследуют социологи и психологи, а основной объём контента уже давно создаётся не простыми пользователями, а профессионалами.

Зеркало общества

Доктор социологических наук, профессор СКФУ Дмитрий Лушников воспринимает социальные сети как отражение нашего общества и один из инструментов для его изучения:

– Социальные сети и новые электронные масс-медиа являются важными средствами массовой коммуникации, без которых немыслима жизнь современного общества. Но эти платформы – всего лишь инструменты коммуникации, отношение к которым как таковым должно быть лишено излишней эмоциональности.

Он согласен, что возможности, которые несут сети, неотделимы от рисков и угроз, которые они производят:

– К примеру, сегодня невозможно отделить гражданское общество от сетевых сообществ, политическая дискуссия и демонстрация гражданской позиции, в большинстве своём, переместились в социальные сети. С другой стороны, социальные сети позволяют обрабатывать огромный массив данных о пользователях, что увеличивает возможности контроля и влияния на общественное мнение.

По мнению Дмитрия Лушникова, сети отражают состояние общества, но с определёнными социально-демографическими и социоструктурными ограничениями, обусловленными спецификой состава пользователей тех или иных сетей. То есть, чтобы узнать мнение, взгляды и интересы пожилых людей, нужно идти в «Одноклассники», молодёжи – «В Контакте» и так далее:

– Опять же, к примеру, если нас интересуют мнения представителей такой категории как «люди среднего возраста, работающие, среднеобеспеченные, жители города» – добро пожаловать в «Фейсбук».

Комментируя слова президента о том, что в социальных сетях не хватает позитива, профессор Лушников напомнил, что власти всегда пытались воздействовать на общество посредством медиа, но получалось это с переменным успехом. Но в любом случае лучшее, что они могут сделать, это проводить свою политику в соответствии с запросами самого общества:

– В конечном итоге, ничто так не оптимизирует общественное сознание, как решения и действия, отражающие интересы и чаяния народа, затрагивающие его сокровенные чувства, его понимание должного. В качестве яркого примера, вспомните состояние «Крымнаш» 2014 года, которое фиксировалось социологами как волна воодушевления, индексы и показатели социального самочувствия, социального оптимизма резко пошли вверх.

-4

Навести порядок

По мнению эксперта в социальных медиа Евгения Омельченко, эта сфера до сих пор остаётся не только динамичной, но и хаотичной, и именно с попытками навести в этом хаосе порядок и связаны действия властей:

– В данный момент мы наблюдаем интенсивное приведение интернета в законодательное поле, это касается и социальных сетей. Процесс долгий, в нём будут как положительные, так и негативные для пользователей изменения, но этот процесс неизбежен. Большие объёмы генерируемой информации, способной распространяться, неразрывно связаны с вопросами национальной безопасности. А где возникают подобные вопросы, там начинает действовать государство. Это аксиома.

-5

А вот с позицией, что в разных социальных сетях «обитают» разные слои населения эксперт не согласен. Вернее, раньше так было, но тренды меняются. Вкратце история social media в России выглядит так:

– Несколько лет назад специалисты зачастую были категоричны: ВКонтакте – школьники и студенты, Одноклассники – «кому за …», а Facebook – креативная и творческая «элита» общества. Время идет, и молодёжь, которая зарегистрировались во ВКонтакте когда сеть начинала свой рост, а это, на минуточку, более 10 лет назад, уже давно не подростки, но вполне состоявшиеся члены общества.

Многие параллельно имеют аккаунты во всех основных социальных сетях. Неким водоразделом в свое время стало появление Instagram. Как мы заметили, значительная масса пользователей ВКонтакте и Facebook довольно оперативно мигрировала на новую площадку, зачастую забросив ту с которой пришли.

На фоне этого «Одноклассники», по словам Евгения Омельченко, смотрятся особняком. Их аудитория наименее пересекается с аудиторией других социальных сетей. Она наиболее взрослая, что формирует свою неповторимую атмосферу. «Шутки с одноклассников» уже стали притча во языцех. При этом, аудитория этой сети является все же наиболее эмоциональной и отзывчивой. Негатив в ней присутствует в меньшей степени чем в других.

Почему мы тянемся к «плохой» информации?

По словам эксперта, в последнее время эпицентр негатива постепенно перемещается из традиционно славящегося любителями «побросаться экскрементами» ВКонтакте в Instagram.

Причины этого явления достаточно прозрачны: растущая популярность сервиса и серия громких процессов «за репосты в ВКонтакте».

Пользователи чувствуют в Instagram себя более анонимными, а следовательно – более защищёнными, что даёт возможность упражняться в острословии и поисках тех, кто «неправ в интернетах».

– Отдельно скажу про Facebook. С самого начала сеть приобрела в России имидж места сбора интеллектуальных людей и тех, кто хочет таковыми казаться. Это накладывает свой оттенок на саму манеру общения и возникновения инфоповодов. Негатив есть, но он отличается от негатива в том же Instagram. Да и модерация в Facebook частенько рубит с плеча, наказывая за некорректные высказывания.

В своей практике Евгений Омельченко сталкивается с тем, что негативный контент лучше «заходит» и вызывает более сильные реакции пользователей. Причин тому несколько, но эксперт выделяет одну из них:

– Пару лет назад учёные выдвинули гипотезу, что человеческий мозг лучше реагирует на возможную опасность, которая исходит от негативных новостей, чем на позитивные данные, которые не таят в себе скрытую угрозу. Не могу не согласиться. Обострённая реакция на опасность – одна из составляющих инстинкта выживания, который в свою очередь является для человека одним из базовых.

Так где же искать позитив?

На предложение президента Евгений Омельченко смотрит с точки зрения практической работы: какой контент мы создаём, такой и будут потреблять наши подписчики.

– Пожалуй, буду банален. Начать нужно в первую очередь с себя, с того контента, который ты выдаёшь своим подписчикам. Если кормишь людей вокруг негативом, не удивляйся, что негатив будет постепенно закрывать всё вокруг. Это не значит, что не надо замечать плохое вокруг себя, ведь даже к негативному аспекту жизни можно привлечь внимание людей с целью его решения: получить обратную связь, собрать инициативную группу, обратить внимание ответственных органов, а можно и привлечь с целью выплеснуть всё накопившееся, попутно вопя, что «всё пропало» и проклиная всех, кто с тобой не согласен.

-6

Следуя совету экспертов, нам действительно стоит начать с себя. Социальные сети – новая среда обитания для людей. Но ведь не впервые мы оказались в такой ситуации. Всю свою историю человечество расширялось, осваивая всё новые территории, морские и небесные просторы. И каждый раз поначалу это была бездумная экспансия, но со временем мы стали учиться более разумному и ответственному отношению к месту, где живём. Так возникла экология.

То, что происходит сегодня в социальных сетях, повторяет этот процесс.

Вначале мы захватываем место и делаем всё, что хотим, затем учимся как-то взаимодействовать и создаём законы совместного бытия, потом приходит осознание, что и новая среда обитания нуждается в заботе и бережном отношении – просто чтобы она не превратилась в помойку.

Причём ни государства, ни интернет-провайдеры, ни администрации социальных сетей не смогут это сделать за нас. Это слишком громоздкие институты, которые создают возможности, либо отбирают их, но в центре всего этого – сами люди. Мы – то, как мы едим, выглядим, ведём себя, взаимодействуем с другими людьми и, в том числе, мы то – что мы постим и лайкаем.

Текст - Станислав Маслаков