Найти в Дзене
Путь к процветанию

Восстание машин или зачем России боевые роботы?

Продемонстрированные на форуме Армия 2018 новинки вооружения будоражат фантазию любителей постапокалиптических сюжетов.

Концепт управляемого прямоходящего комплекса для решения инженерных и боевых задач - Концерн Калашников
Концепт управляемого прямоходящего комплекса для решения инженерных и боевых задач - Концерн Калашников

Можно сказать, что этот год для производителей вооружений прошел под знаменем роботизации. Однако мало кто задается вопросом для чего нужны все эти комплексы вооружений снабженных искусственным интеллектом. Первое, что приходит в голову это сокращение потерь человеческий силы на поле боя. В условиях когда подготовка профессионального снайпера требует нескольких лет и вагонов боеприпасов, а потеря одной единицы оборачивается еще большими финансовыми потерями для вооруженных сил. Тоже самое мы наблюдаем при подготовка летчиков боевой авиации. Современные авиационные комплексы стали на столько сложны, что потеря одного самолета который стоит больше 100 млн долл, становиться не такой значительной как потеря его экипажа. Таким образом роботизация вооружений снижает потребность в их операторах и риск их потери. Это безусловно хорошо, никто не хочет напрасных жертв. Но ведь если нет войны значит и нет жертв.

Подводный беспилотник со стрелковым оружием на Армия 2018
Подводный беспилотник со стрелковым оружием на Армия 2018

Тогда для чего все это если Россия не ведет активных боевых действий? Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на экономику военной промышленности. Мировые затраты на вооружение являются суммой военных бюджетов всех государств. Бюджет страны является функцией от ее ВВП, соответственно военный бюджет тоже. Когда производитель создает новый продукт он предполагает, что он его продаст, соответственно продать он его может только тому кто его может купить, то есть при наличии соответствующего военного бюджета.

Что же с российскими производителями вооружений? Военный бюджет России в последнее время испытывает значительные трудности. Программа перевооружения постепенно заканчивается, а следовательно будут сокращаться и доходы компаний обороно-промышленного комплекса (ОПК). Правительство даже разработало целую программу диверсификации ОПК, а Ростех совместно с Внешэкономбанком организовал дочернюю структуру НПО "Конверсия" которая должна и осуществить эту диверсификацию. То есть становиться ясно, если была запущена программа диверсификации, компенсировать снижение производства для внутреннего потребления за счет экспортных поставок не удастся. К тому же основные экспортеры российских вооружений (Китай и Индия) активно наращивают свои производственные мощности, а остальные странны, военными бюджетами способными потянуть приобретение новых вооружений либо входят в НАТО, либо предпочитают оружие от европейских производителей или США.

Для чего же и для кого тогда все эти "роботы-убийцы"? Возможно ответ лежит в очень тонкой области которую можно назвать как "экономика войны". Это понятие не имеет четкого определения, хотя существует достаточно давно. В древнем мире значительный экономический рост был возможен только за счет войн, направленных на завоевание ресурсов и присоединения новых земель. Этой политики придерживались и в Древнем Египте и в Древнем Риме. Затем возможность такого роста породила колониальную политику ряда европейских стран. В двадцатом веке ее адептом стал Третий Рейх, а теперь ведение такой политики приписывают и США, из-за навязчивого желания развязывать военные конфликты в странах с большими запасами углеводородов . Несмотря на то, что промышленная революция в 18 веке, показала человечеству возможности экономического роста без использования механизмов агрессии, до сих пор находятся политические и экономические круги которые считают такую стратегию экономического роста оправданной.

В чем же суть такой стратегии давайте разберемся. Если упростить понятие экономического роста до простейших понятий, то это можно сделать следующим образом : экономический рост формируется за счет роста сырьевого базиса и технологического прогресса генерируемого неким экономическим институтом.

Рост сырьевого базиса в данном случае может быть как экстенсивным, то есть за счет номинального его увеличения (в качестве примера экстенсивного роста можно привести открытие новых месторождений нефти), так и интенсивным за счет увеличение эффективности его использования (в качестве примера повышение глубины переработки нефти). Экономическим институтом, генерирующим технологический прогресс или инновации, может являться одна или несколько отраслей промышленности, которые в конечном итоги и обеспечивают рост сырьевого базиса. Получилось немного запутано, поэтому давай те разберем на примерах.

Допустим страна А имеет иссякающий объем ресурсов. Для обеспечения роста выпуска (экономического роста) она использует технологический прогресс для создания технологий, обеспечивающих большую эффективность использования ограниченного ресурса. Это пример интенсивного роста за счет повышение эффективности использования ресурсов.

Страна В имеет иссякающий объем ресурсов. Для обеспечения роста выпуска (экономического роста) она использует технологический прогресс в создании вооружений, чтобы обеспечить захват иссякающих ресурсов у не подконтрольных стран. Пример экстенсивного роста с применением военной стратегии.

Давайте рассмотрим еще один абстрактный пример. Страна С имеет достаточное количество ресурсов и использует технологический прогресс в создании вооружений, но не осуществляет захват иссякающих ресурсов. Ничего не напоминает?

Таким образом ситуация, когда инвестиции в создание новых вооружений не приносят прямых дивидендов в виде захвата ресурсов или больших объемов экспорта, опасна для экономики страны, потому что фактически это производство на склад. При этом попытка провести конверсию военных технологий в гражданские скорее всего приведет к двойным затратам. Выхода из такой ситуации два. Первый подобен политике США которая производит "утилизацию" вооружений в развязанных военных конфликтах, второй выход - перенаправить ресурсы затрачиваемые на разработки в области вооружений в гражданский сектор промышленности. В таком случае очень важно определить грань достаточности инвестиций в разработку вооружений для поддержания обороноспособности страны. Если ее превысить, то инвестиционная стратегия будет уже не "оборонной", а "нападающей", то есть избыточной для экономики, если конечно "нападающая" стратегия не является целью...

P.S. Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал и читайте другие публикации. Впереди еще много интересного!