Найти тему
artofwar

Какими бывают морские вооруженные силы? (Часть 2: небоевой флот)

Какую роль на войне играет небоевой флот? В чем разница между организацией морских перевозок в мирное время и в военное? В этой заметке подробно рассматривается организация небоевого флота: торговых и транспортных кораблей. Она сильно отличается и от организации боевого флота, и от свободно-хаотического плавания гражданских кораблей в мирное время.

В чем разница между небоевыми флотами?

Изначально корабли, перевозящие грузы по рекам и вдоль побережья, принадлежат множеству частных компаний. Но война диктует свои правила. Внутренний торгово-транспортный флот формируется во время войны для перевозок по рекам и вдоль побережья страны (а также во внутренних морях). Внутренний флот менее всего требует изменения «ритма мирной жизни»: предполагается, что флот противника к этим «внутренним» территориям доступа не имеет. Однако график движения кораблей все равно приходится менять: включается что-то вроде железнодорожного «режима военных перевозок», когда все невоенные перевозки встают в очередь и пропускают вперед военные. Поэтому для внутреннего флота приходится создавать единое командование – как бы оно называлось (может «флотом», а может и «министерством»). Наконец, требования современной войны предполагают особый режим маскировки и по крайней мере простейшую противовоздушную оборону.

Военно-транспортный флот предназначен для снабжения войск и самого флота и должен быть подготовлен заранее, поскольку требования военного снабжения не позволяют эффективно использовать в этом качестве обычные торговые корабли. Обычно такой флот группируется в отдельные эскадры/флотилии, «приписанные» к флотам и армиям. Наивысшего уровня развития такие силы достигли во время Второй Мировой в США и Великобритании. Так, США выделяют особый класс кораблей: attack transport (транспорт атаки; устойчивого русскоязычного аналога до сих пор нет). Это НЕ десантные корабли, а корабли для перевозки войск во время наступательных операций. На таких кораблях войска перевозятся в состоянии боевой готовности. Характерные особенности действия военного снабжения и транспортировки по морю уже были рассмотрены нами в соответствующей заметке.

Флотилия транспортов атаки (в основном, Gilliam-class). Достаточно знаменитая, но уже послевоенная фотография. (Source: Wiki)
Флотилия транспортов атаки (в основном, Gilliam-class). Достаточно знаменитая, но уже послевоенная фотография. (Source: Wiki)
Печально знаменитый в России французский "Мистраль", который у нас почему-то называют "вертолетоносцем", хотя в странах НАТО он классифицируется именно как транспорт атаки, в современной его версии (Amphibious assault ship). Он, действительно, способен не только привезти к месту высадки моторизованный батальон с танками, но и поддержать его высадку 4 звеньями вертолетов. Которые, собственно, предназначены в том числе и для высадки, а не только для боя.  Кстати, редкий случай адекватности русской Википедии: там он назван наиболее близким русскоязычным термином "Универсальный десантный корабль", а не "вертолетоносцем". Кстати, вопрос, считать ли Мистраль боевым кораблем - спорный, т.к. он не предназначен ни в каком виде для боя с другими кораблями. (Source: Wiki)
Печально знаменитый в России французский "Мистраль", который у нас почему-то называют "вертолетоносцем", хотя в странах НАТО он классифицируется именно как транспорт атаки, в современной его версии (Amphibious assault ship). Он, действительно, способен не только привезти к месту высадки моторизованный батальон с танками, но и поддержать его высадку 4 звеньями вертолетов. Которые, собственно, предназначены в том числе и для высадки, а не только для боя. Кстати, редкий случай адекватности русской Википедии: там он назван наиболее близким русскоязычным термином "Универсальный десантный корабль", а не "вертолетоносцем". Кстати, вопрос, считать ли Мистраль боевым кораблем - спорный, т.к. он не предназначен ни в каком виде для боя с другими кораблями. (Source: Wiki)

А вот конвойный флот требует особого рассказа.

Зачем вообще нужно объединять торговые и транспортные корабли в конвои?

Любая экономически развитая страна связана торговыми связями со всем остальным миром. Страны, имеющие выход к морю, пользуются огромным преимуществом: возможностью вести торговлю по морю. Эти торговые связи не управляются государством: их обслуживают частные переводчики, их заказывают частные компании. Но без них любая развитая страна (в том числе и современные США, и даже современная Россия) столкнется с полной остановкой экономики и голодом. А поскольку импорт должен (в значительной мере) компенсироваться экспортом, то и вывозимые из страны грузы жизненно для нее важны. Поэтому во время войны у противника появляется возможность одержать полную победу, просто разрушив морскую торговлю. Разумеется, такие действия наносят ущерб не только атакуемой стране, но и всем ее бизнес-партнерам – поэтому решаются на них далеко не всегда. Тем не менее, желающие развязать ограниченную или неограниченную войну против «гражданских» перевозок до сих пор находятся. Поэтому военная организация гражданских перевозок остается важной проблемой.

Для гражданских перевозчиков война – это сплошные убытки. Меры безопасности стоят денег, простой кораблей стоит денег, риски потери судна можно застраховать – но и тогда они стоят денег. Совокупность этих потерь легко может сделать торговлю невыгодной – что имеет ровно те же последствия в виде разрушения экономики. Поэтому государству приходится разрабатывать меры, которые бы снижали потери для гражданских перевозок во время войны.

Как организованы конвои?

Первая и самая дешевая (хоть и контринтуитивная) мера, которую англичане придумали во время Первой Мировой, столкнувшись с неограниченной морской войной – укрупнение перевозок. Если в мирное время каждый корабль идет в своем, выгодном его владельцу графике, то во время войны разумно объединять торговые корабли в большие группы, называемые конвоями. Арифметика этого решения очень простая. Сколько бы кораблей ни было в группе – 2, 10, 100 или 1000 – в масштабах океана это одинаково точка. Вероятность обнаружения любой группы противником одинакова. То есть, грубо говоря, шансы одного корабля попасться остаются теми же, а (матожидание) предполагаемое суммарное количество попавшихся кораблей резко падает. Да и в случае обнаружения у кораблей в составе крупного конвоя больше шансов спастись (разбежавшись), чем у одного корабля. Поэтому простое объединение в конвой резко снижает потери гражданского флота – достаточно резко, чтобы компенсировать неудобства, связанные с изменением графика.

Кроме этого, конвойная система в любом случае повышает шансы моряков с потопленных кораблей на спасение (хотя бы известно, где их спасать) и позволяет государству предпринять какие-то меры для их защиты и охраны. Эти меры не обязательны: конвой может следовать и без охраны. Более того, охраняемый конвой считается «менее незаконной» целью, чем чисто гражданский/коммерческий. Обеспечить каждому гражданскому конвою полноценную охрану не способен ни один флот в мире: даже если собрать все корабли, следующие по торговому направлению за полгода, в один конвой, то разных направлений все равно окажется слишком много. Поэтому конвои невозможно защитить от атаки вражеского флота открытого океана. Однако их многочисленность, малозаметность (режим радиомолчания), вместе с медлительностью океанического флота (с его транспортами и кораблями прикрытия) делает такую встречу маловероятной.

А вот флот преграждения коммуникаций предназначен именно для охоты за гражданскими кораблями, и состоит из большого количества относительно слабо вооруженных и бронированных рейдеров (или подлодок). Для борьбы с ним конвоям могут быть переданы эскортные корабли: легкие (корветы и фрегаты), регулярные (эсминцы) и даже эскортные авианосцы.

Трансатлантический конвой Союзников во время Второй Мировой (1942г.). Большинство составляют транспорты Либерти. На заднем плане едва виден один-единственный корабль охранения (корвет или эсминец), отличающийся силуэтом. Он должен противодействовать подлодкам из состава немецкого флота заграждения коммуникаций. (Source: Library of Congress)
Трансатлантический конвой Союзников во время Второй Мировой (1942г.). Большинство составляют транспорты Либерти. На заднем плане едва виден один-единственный корабль охранения (корвет или эсминец), отличающийся силуэтом. Он должен противодействовать подлодкам из состава немецкого флота заграждения коммуникаций. (Source: Library of Congress)

Главное условие успешности системы конвоев – сохранение элемента непредсказуемости, маскировка и контрразведка. Если противнику попадает информация о том, когда, где и насколько защищенным будет конвой – то конвою грозит уничтожение, ведь противник всегда может сконцентрировать в нужном месте больше сил, чем имеется в охране конвоя. Соответственно, военные конвои, везущие государственный (а не коммерческий) груз по заранее известному маршруту под защитой целого флота, устроены совсем иначе, как военно-транспортный флот (к таким особым военно-транспортным конвоям относятся и знаменитые в России арктические конвои).

Экономические ресурсы любой страны диктуют ее возможности в выборе типов морских вооруженных сил. Богатые используют регулярные флоты (морские и океанические), но вынуждены защищать собственные перевозки системой конвоев и эскортов. Бедные ограничиваются прибрежным и внутренним флотом, в международных перевозках рассчитывая на содействие богатых стран. Богатые в отношении флота – это ОЧЕНЬ богатые страны, так как любой флот (и военный, и гражданский) стоит безумно дорого. Если недостаточно богатая страна (например, СССР) пытается создать собственный морской или океанический флот – из этого не получается ничего хорошего. Зато очень важный для таких стран внутренний и прибрежный флот может из-за этого остаться без финансирования.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory