Фрегат "ЭК-2" 1-й бригады сторожевых кораблей Тихоокеанского флота, в разное время был также известен под именами USS Long Beach (PF-34), Shii, PF-297 и YAS-44. За довольно длительный период службы над его мачтой поочерёдно развевался военно-морской флаг США, СССР и, наконец, Японии. При этом корабль был четырежды награжден "Звездой за службу" в ВМФ США, а за недолгой период пребывания в составе Советского военно-морского флота (1945-1949) получил георгиевскую ленточку на флаг и наименование "гвардейский".
Но начнем по порядку. В 1942 году союзники испытывали острую нехватку эскортных кораблей для сопровождения трансатлантических конвоев, подвергавшихся постоянным атакам со стороны немецких субмарин. В этих условиях американцы, вдохновленные британским фрегатом типа «Ривер», приняли решение построить серию эскортных кораблей с максимальным использованием компоновочных схем и технологических решений, применяемых в гражданском судостроении. Подобный подход, по замыслу военных, позволил бы максимально использовать потенциал гражданских верфей и сократить стоимость и сроки постройки новых судов.
Разработка проекта нового типа эскортного корабля была поручена небезызвестной компании «Гиббс энд Кокс», создавшей несколько крайне удачных серий гражданских судов, включая знаменитую рабочую лошадку всех конвоев Второй мировой - «Либерти». Инженеры «Гиббс энд Кокс» решили не изобретать велосипед а, взяв за основу все тот же «Ривер», подогнали его под технические требования американских верфей. В итоге от своего британского пращура новоиспеченный американец отличался лишь рядом деталей: треногая фок-мачта была заменена на однодревку, а вместо 102-мм орудий главного калибра установлены более легкие американские универсальные трехдюймовки (76-мм).
Основные изменения коснулись силовой установки: корабль получил американскую ГЭУ, производства Joshua Hendy Iron Works, основным преимуществом которой была высокая скорость производства. К декабрю 1942 года проектные работы были завершены. Новый патрульный корабль имел полное водоизмещение 2415 тонн, два гребных винта, приводимыми в движения двумя силовыми установками мощностью 5500 л.с. каждая. Вооружение состояло из трех 76-милиметровых универсальных орудий главного калибра, двух спаренных 40-милиметровых зенитных автоматов, и девяти зенитных автоматов калибром 20-мм. Противолодочное вооружение было представлено многоствольной бомбомётной установкой Mk 10 «Хеджхог», восьмью противолодочными бомбометами «Y-Gun» и глубинными бомбами.
8 декабря 1942 года американский ВМФ подписал контракт на постройку первых 69 кораблей типа «Такома». Заказы были распределены примерно поровну между коммерческими верфями, расположенными в Калифорнии и на побережье Великих Озер. Расчеты военных на то, что конструктивные особенности данного типа кораблей позволят кардинальным образом сократить сроки постройки, впрочем, не оправдались. Ряд возникших в ходе реализации программы технических проблем, равно как и сложности с кооперацией между различными поставщиками привели к постоянным срывам графиков строительства. В итоге первые Такомы вошли в строй только в 1944 году, когда проблема немецких подводных лодок на трансатлантических коммуникациях уже не стояла так остро.
После постройки выяснилось, что вследствие спешки и необработанности ряда технологических решений у многих кораблей серии возникли довольно серьезные проблемы с ГЭУ, в результате чего потребовались дополнительные работы по ремонту и доводке оборудования у причальной стенки, прежде чем новые фрегаты смогли выйти в море. Не впечатлили моряков и тактико-технические характеристики новых кораблей. Главным их преимуществом была очень приличная для данного класса дальность хода (9500 миль при скорости 12 узлов), однако, к сожалению, на этом достоинства Таком практически и закончились. Фрегаты, ввиду своего «гражданского» происхождения, обладали весьма посредственной маневренностью, поражая американских моряков более чем внушительным для своих габаритов радиусом поворота.
Обитаемость новых кораблей также оставляла желать лучшего. Так, рассчитанная на условия северной Атлантики система вентиляции в жарком климате превращала работу матросов в трюмных помещениях в настоящее испытание для сильных духом людей. В итоге флот попытался откреститься от такого пополнения, предложив комплектовать экипажи новых кораблей из матросов и офицеров Береговой охраны.
Интересующий нас «Лонг Бич» (USS Long Beach) был заложен на верфи «Consolidated Steel Corporation» в городе Вилмингтон, Калифорния 19 марта 1943 года изначально как патрульный корабль PG-142 «Long Beach», однако 15 апреля 1943 года все суда этого класса были переклассифицированы во фрегаты, и наш герой также сменил индекс на PF-34.
Церемония спуска на воду состоялась 5 мая 1943 года. «Крестной матерью» жители «шефствовавшего» над кораблем калифорнийского городка Лонг Бич избрали Элеонору Бойд, мать первого в городке кавалера «Золотой Звезды» и председателя местного женского комитета по сбору средств на нужды вооруженных сил США. 8 сентября 1943 на фрегате был поднят звездно-полосатый флаг военно-морского флота США. Однако в силу присущих всей серии «детских болезней» «Лонг Бич» смог покинуть порт Сан-Диего только 12 января 1944 года. Первым командиром корабля стал капитан-лейтенант Береговой охраны Т.Р.Мидтлинг.
12 января 1944 года «Лонг Бич» прибывает в порт Кэрнс (Квинсленд, Австралия), где и начинается его боевой путь. 17 февраля рн буксирует два вспомогательных судна из залива Милна к мысу Судест (Новая Гвинея), откуда 16 марта отправляется в качестве эскорта десантного корабля «Картер Хол» (USS Carter Hall), принимавшего участие в высадке на острове Манус на островах Адмиралтейства. 18 марта фрегат возвращается на базу у мыса Судест, где выполняет различные задания по конвоированию и прикрытию транспортных судов, а 19 апреля в составе Оперативного соединения 75 участвует в высадке десанта на Аитапе (Новая Гвинея). 6 августа «Лонг Бич» совершает переход к островам Биак, где выполняет боевые задачи по патрулированию и огневой поддержке морских пехотинцев, зачищавших архипелаг от остатков японских гарнизонов. 5 ноября он в составе конвоя с танкодесантными судами направляется в только что захваченный залив Лейте, а 15 декабря покидает Тихоокеанский театр военных действий и берет курс на Бостон, куда прибывает 25 января 1945 года.
После проведенного в столице штат Массачусетс капитального ремонта «Лонг Бич», в качестве флагмана 25-го эскортного дивизиона, в состав которого были включены еще пять его одноклассников: «Белфаст», «Глиндэйл», «Сан Педро», «Коронадо» и «Огден» а рамках секретной операции «Проект Хула» направляется на Аляску.
Здесь стоит на время оторваться от военно-морской тематики и взглянуть на, как бы сказали сейчас, «геополитическую обстановку», сложившуюся на Тихом океане в 1945 году. К 1944 году борьба за господство в Тихом океане развивалась для союзников более чем успешно. ВМС США уверенно владели инициативой, планомерно и методично отбивая у Императорского японского флота один архипелаг за другим. Однако в Вашингтоне понимали, что сражение с сухопутными силами страны восходящего солнца на континенте может оказаться совсем не легкой прогулкой, благо перед глазами уже был тяжелый опыт боев в Нормандии. В этих условиях пред американской дипломатией ставится задача склонить СССР к вступлению в войну на Дальнем Востоке. В Москве не сказать, чтобы были в восторге от поведения Токио, да и территории, потерянные в ходе русско-японской войны вернуть хотелось, однако имея в качестве противника Третий рейх с многочисленными сателлитами, предпочитали вести крайне осторожную политику в отношении Японии и педантично соблюдали договор о нейтралитете. К октябрю 1944 года, когда исход Великой отечественной уже становится практически предрешен, И.В.Сталин через посла США в Москве А.Гарримана сигнализирует союзникам о готовности вступить в войну с Японией. При этом СССР выдвигает два условия: боевые действия буду начаты не раньше, чем спустя три месяца после победы над Германией, а союзники предоставят СССР вооружение, необходимое для успешного ведения боевых действий на Дальнем Востоке. В Москве решили не откладывать дело в долгий ящик, и сразу же предоставили союзникам список всего необходимого, получивший в американском документообороте кодовое наименование «верстовой столб» («Milepost»).
20 декабря 1944 года начальника Главного морского штаба ВМФ СССР вице-адмирал В.А.Алафузов и заместитель главы американской военной миссии в Москве контр-адмирал К.Ольсен подписывают в Москве список, содержащий перечень из более чем ста наименований эскортных и десантных кораблей, а также торпедных катеров, самолетов и тральщиков. Фрегаты типа «Такома» были наиболее крупными и тяжеловооруженными кораблями из этого списка. Адмирал Ольсен также рекомендует союзникам как можно скорее сформировать экипажи новых кораблей, чтобы направить их на переподготовку в Америку. В качестве места проведения операции, получившей в США название «Проект хула» был выбран удаленный порт Колд-Бей на Аляске, чье географическое расположение способствовало сохранению режима секретности (напомним, наша страна все еще не участвовала в войне против Японии).
7 мая 1945 года, когда в Берлине и Праге еще идут бои с остатками Вермахта в Колд-Бей прибывает капитан-лейтенант Леонид Сергеевич Миронов. Опытный моряк, к 1945 году Миронов имел за плечами годы службы на Северном флоте, где в качестве помощника командира эсминца «Разъярённый» принимал участие в 44 боевых и набеговых операциях, в том числе, в 10 десантных, однако на Аляске ему пришлось немало потрудиться, чтобы освоить новую для себя технику. 12 июня на теплоходе «Феликс Дзержинский» в Колд-Бей прибывают офицеры и матросы Тихоокеанского флота, которые через сутки начинают под командованием Л.С.Миронова обучение на фрегате «Лонг Бич». Спустя месяц, 12 июля, корабль меняет название на «ЭК-2» и над ним поднимается военно-морской флаг СССР, 15 июля 1945 эскадра из 10 фрегатов берет курс на Петропавловск-Камчатский, где начинается интенсивная подготовка к приближающейся войне с Японией.
13 августа 1945 года отряд под командованием командира 1 бригады сторожевых кораблей ТОФ капитана 3 ранга Михаила Гавриловича Беспалова в составе «ЭК-2» и тральщика «ТЩ-278» (командир – старший лейтенант С.И.Попов) прибывают в бухту Новик, где на их борт грузится 355-й отдельный батальон морской пехоты майора Михаила Петровича Бараболько (710 человек). Здесь очень кстати оказалось гражданское происхождение фрегатов типа «Такома», позволившее разместить на корабле значительное число морских пехотинцев. В 5 часов утра 14 августа корабли входят в торговой порт города Чхончжина (Сейсин), расположенного на территории нынешней КНДР. К этому времени в жилых массивах уже действует отдельный разведотряд флота под общим командованием полковника Аркадия Зиновьевича Денисина. Морские пехотинцы Бараболько с ходу включаются в боевые действия против гарнизона города.
Ситуация осложнялась тем, что ограниченные возможности флота не позволили перебросить 355 ОБМП с его артиллерией, в связи с чем три 76-милиметровых орудия «ЭК-2» стали, фактически, единственным средством огневой поддержки десантников. Артиллеристы фрегата во главе с командиром БЧ-2 А.Т.Балакиревым вели огонь прямой наводкой по японским укреплениям. Согласно наградному листу капитан-лейтенанта Миронова, действия экипажа «ЭК-2» были весьма эффективными: всего за сутки фрегат уничтожил 11 ДЗОТов, 7 пулеметных точек и 19 огневых позиций, при этом гарнизон Чхончжина понес ощутимые потери, от огня корабельной артиллерии погибло 19 офицеров и более 100 солдат противника. Всего орудия фрегата выпустили 3216 снарядов, израсходовав практически весь находившийся на борту боекомплект.
Ко второй половине дня 14 августа, обстановка существенно осложнилась, вместе с отступавшими из Расона частями японской армии в город подошел бронепоезд, который сразу же открыл огонь по пришвартованным у стенки кораблям. Командование гарнизона города, верно рассудив, что орудия «ЭК-2» являются единственной артиллерией немногочисленного десанта, сосредоточило на них огонь всех имеющихся орудий среднего и крупного калибра, бронепоезда и минометных батарей. Оказавшись под плотным неприятельским огнем, «ЭК-2» и «ТЩ-278» вынуждены были активно маневрировать, корабли более 15 раз меняли якорную стоянку, отходили в гавань, снова пришвартовывались к пирсу, вели огонь с ходу и с места.
К вечеру, когда противник предпринял очередную контратаку на позиции потрепанного 355-го ОБМП, экипажи «ЭК-2» и «ТЩ-278» сформировали отряд из 25 добровольцев под командованием флагманского артиллериста 1-й бригады капитана третьего ранга Георгия Владимировича Терновского (кстати, автора эскиза советского военно-морского кортика образца 1940 года), который был направлен на помощь находящейся на самом напряженном участке фронта 1-й роте морских пехотинцев под командованием старшего лейтенанта К.И.Бебиха, пытавшейся сдержать контратаку наступавших с сопки Комальсан батальона курсантов Ранамского пехотного училища, усиленного пулеметами и минометным дивизионом. К моменту подхода моряков рота понесла серьезные потери, сам Бебих был дважды ранен, а его заместитель – лейтенант Г. Н. Заболотников погиб, но во время подоспевшие моряки вместе со взводами разведчиков и автоматчиков, посланных майором Бараболько, помогли остановить противника и не дать ему прорваться к причалам.
Функции «ЭК-2» не ограничивались непосредственным участием в боевых действиях. Для воюющих в отрыве от остальных сил десантников корабль – это одновременно артиллерия, транспортное средство, пункт снабжения, узел связи и лазарет. Штаб М.П.Бараболько не имел при себе мощных радиостанций, поэтому связь между ним, отрядом Денисина и Флагманским командным пунктом осуществлялась силами радистов «ЭК-2». Все это сделало командира отряда М.Г.Беспалова фактическим руководителем операции. Своевременная и точная информация о расположении и действии сил японского гарнизона, предаваемая на ФКП радистами Беспаловым позволила принять верное решение на высадку командиру 13-й бригады морской пехоты генерал-майору В.П.Трушину, составлявшей второй эшелон десанта. Свою лепту в победу внесли и военные медики «ЭК-2» во главе с начальником медицинской службы ст.лейтенантом медслужбы Д.Ф.Кузьмичевым, развернувшие на борту фрегата лазарет для раненных в ходе боевых действий в городе морских пехотинцев и разведчиков.
Последней боевой операцией «ЭК-2» стала высадка десанта в порту Маока (ныне Холмск) на Сахалине. 22 августа 1945 года в составе конвоя ВКМА-1 фрегат доставил к пирсам 355-ю стрелковую дивизию
За успешные боевые действия против Японии 22 августа 1945 г. «ЭК-2» был удостоен гвардейского звания, 134 матроса, старшины и офицера награждены орденами и медалями, а командиру корабля капитан-лейтенанту Л.С.Миронову и отличившемуся в составе отряда добровольцев в Чхончжине краснофлотцу В.Г.Моисеенко присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны «ЭК-2» вместе с другими кораблями данного типа продолжает служить на Тихоокеанском флоте, однако уже 8 мая 1947 года Министр ВМС США Дж.Форрестал информирует Госдепартамент о том, что флот намерен получить назад 480 из 585 боевых кораблей, переданных СССР в годы Второй мировой войны. В 1949 году Советский Союз возвращает «ЭК-2» американцам, который вновь становится «Лонг Бич». Однако, очевидно, что основной целью командования ВМС США было не усилить свой и без того мощный флот, а ослабить военно-морские силы своих бывших союзников, в течение пары лет превратившихся в противников. Адмиралы из США долгое время не знают, что делать с вновь приобретенными «активами», в результате чего фрегат «Лонг Бич» и десятки ему подобных кораблей несколько лет без дела простаивали в порту Йокосука.
Однако в 1953 году в судьбе корабля произошел очередной, весьма любопытный поворот. 30 ноября фрегат получает новое имя – «Шии», передается в аренду только что сформированным Морским силам самообороны Японии и над его палубой поднимается флаг страны восходящего солнца. Прежнее наименование «Лонг Бич» получает строившийся в том время на верфях в США новый ракетный крейсер (CGN-9). В 1962 году США передает корабль в собственность японской стороне, где он и продолжает служить вплоть до списания в 1967 году