Найти в Дзене
АН JustMedia.ru

Нехватка вагонов и первые пробки заставили властей задуматься о метро. Как работал свердловский электротранспорт в 1970-е годы

Городские власти написали письмо председателю совета министров СССР товарищу Косыгину, в котором описали свои проблемы.

В конце 1960-х - начале 1970-х общественный транспорт Свердловска в часы пик не справлялся с нагрузкой из-за чего горожане массово опаздывали на работу. Власти столицы Урала и трамвайщики как могли пытались решить данную проблему. Однако она крылась не только в нехватке вагонов, но и в появившихся на дорогах пробках. Когда ситуация стала близка к критической, свердловчане написали председателю совета министров СССР товарищу Косыгину, и, описав свои беды, предложили проложить у нас в городе метро.

О том, сколько бюджетных миллионов было вложено в развитие трамвая и троллейбуса в городе, почему даже при 30-секундном интервале движения транспорта люди все равно опаздывали на работу, а также о том, что в Свердловске делали для ликвидации заторов на дорогах, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

-2

В мае 1970 года вышло постановление горисполкома «О мерах по улучшению обслуживания трудящихся Свердловска городским транспортом», которое предусматривало упразднение некоторых остановок и удлинение перегонов между ними до 600 и 1200 метров.

«Еще в мае прошлого года было проведено изучение пассажиропотока на трамвайных и троллейбусных магистралях. На основании этих материалов был сделан ряд рекомендаций. В частности, было предложено вести строительство трамвайных и троллейбусных линий с развязкой в разных уровнях, а также увеличить выпуск на линию более емкого подвижного состава. С мая 1970 года введено новое летнее расписание движения электротранспорта, по которому ежедневно выходят 292 трамвайных вагона и 128 троллейбусных машины. Сейчас уже работает на линии 12 поездов по системе многих единиц из вагонов Т-3», - именно так прокомментировал документ в газете «Электропуть» главный инженер СТТУ А.И. Казнодий.
-3

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), на регулярность движения влияли многие факторы, в том числе перенасыщение магистралей, узлов, перекрестков общественным и индивидуальным транспортного. Частота движения превышала пропускаю способность городских магистралей. Увеличение выпуска на линии подвижного состава повышало провозную способность, но приводило к еще большим пробкам на перекрестках.

  Свердловск, 1971 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф
Свердловск, 1971 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф

Руководство СТТУ искало выход по нескольким направлениям: организация остановок, на которых разрешалась посадка и высадка пассажиров одновременно для двух поездов, работа транспорта по системе многих единиц, выпуск в часы пик дополнительных прерывных поездов. Но это не особо помогало выровнять сложившуюся ситуацию.

 Новое здание «Унипромедь» на Куйбышева – Белинского.                                                          
 ФОТО из путеводителя-справочника «Свердловск» , 1963 год
Новое здание «Унипромедь» на Куйбышева – Белинского. ФОТО из путеводителя-справочника «Свердловск» , 1963 год

Требовались неординарные решения. И тогда исполком горсовета направил председателю совета министров СССР товарищу Косыгину письмо, в котором описал текущее положение дел и возможные пути решения проблем (Текст письма опубликован в книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»).

            Малышева-8 Марта. ФОТО из путеводителя-справочника «Свердловск» , 1963 год
Малышева-8 Марта. ФОТО из путеводителя-справочника «Свердловск» , 1963 год

«В Свердловске рост населения перешел миллионный рубеж. За минувшие 10 лет построено около 4 млн кв. метров жилья, созданы новые жилые районы. Развивался количественно и городской транспорт. Однако последнему не удается удовлетворять все запросы трудящихся в качественном отношении. Увеличилась средняя длина поездки населения, низки скорости сообщения, частые задержки у узлов пересечения транспортных трасс, недостаточна вместимость подвижного состава, и не всегда удается соблюдать графики движения», - говорится в письме.
                 Пуск трамвайной линии по маршруту №24 «УЗТМ – 7 ключей», 1972 год.
Пуск трамвайной линии по маршруту №24 «УЗТМ – 7 ключей», 1972 год.

В документе сообщается, что исполком горсовета с 1960 по1965 годы вложил в развитие городского электротранспорта (без автобуса) 7,5 млн рублей. Обеспечено транспортное обслуживание соцгорода Уралмашзавода, поселка Турбомоторного завода, нового крупного жилого массива Юго-Западного района. Но в связи с этим большие пассажиропотоки влились в существующие линии в центре города и значительно их перегрузили.

  Водитель Южного трамвайного депо Е.И. Комарова
Водитель Южного трамвайного депо Е.И. Комарова

В письме власти Свердловска поделились планами на будущее. Так, они предусматривали дальнейшее совершенствование и развитие существующих видов транспорта: трамвая, троллейбуса, автобуса. Кроме того, предполагалось пустить по электрифицированной дороге из центра города в аэропорт, пригородные зоны и зоны отдыха электропоезда.

-9

Расчеты и проектные предложения, выполненные на стадии генерального плана города, доказывали, что после 1970 года транспортные узлы в центре города не смогут пропускать взаимно пересекающиеся потоки. Уже в настоящее время наряду с все возрастающим автомобильным движением, интенсивность движения общественного транспорта достигает 30 секунд. Значительная часть населения затрачивает на трудовые поездки в оба направления более двух часов, что объясняется главным образом перегрузкой транспортных линий. Например, на трамвайные линии в районе Уралмашзавода, Уралэлектротяжмаша, Турбомоторного и других заводов частота движения поездов менее минуты, а обмен пассажиров у остановок занимает до 1,5 минут», - говорится в письме.  

                         1969 год ул.Дзержинского. Справа КОСМОС. ФОТО: обычный-свердловск.рф
1969 год ул.Дзержинского. Справа КОСМОС. ФОТО: обычный-свердловск.рф

Несмотря на существенную раздвижку времени начало работы предприятий и учреждений, перевозки транспортом в часы пик проходят в чрезвычайно трудных условиях и вызывают жалобы трудящихся. Предварительные расчеты, выполненные на 1975-1980 годы, дают мощность суточного пассажиропотока 230 тысяч человек в оба направления на наиболее нагруженном участке сети в центральной части города. Это доказывает необходимость решения проблемы пассажироперевозок путем строительства внеуличного общественного транспорта.

                                Строительство трамвайной линии по Уральской, 1971 год
Строительство трамвайной линии по Уральской, 1971 год

«Необходимость организации внеуличного транспорта в Свердловске подтверждена технико-экономическими обоснованиями генплана, составленным Свердловским Гражданпроектом и утвержденным Госкомитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и РСФСР 1 июня 1967 года, а также комплексной схемой развития городского транспорта на 1966-1973 годы, составленной проектным институтом «Гипрокоммундортранс», - именно так завершалось письмо свердловчан к Алексею Косыгину.

                                          Представители «Татры» и работники СТТУ, 1970-е годы.
Представители «Татры» и работники СТТУ, 1970-е годы.

Но отправленный руководству страны документ не возымел быстрой ответной реакции, потому как строительство метро началось только через 10 лет – в 1980 году. Первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская». По проекту, метрополитен должен был соединить основные места приложения труда и общегородского центра с крупными жилыми массивами. Дополнительной внеуличной скоростной связью стала и электрифицированная железная дорога, используемая для внутригородских и пригородных перевозок.

-13

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

Автор: Екатерина Турдакина

Источник: http://www.justmedia.ru/news/politics/resheniye-izbirkoma-ne-ukaz-vyshel-tretiy-nomer-gazety-s-nezakonnoy-agitatsiyey-za-yedinuyu-rossiyu