Клянусь, что если бы не песня Владимира Семеновича Высоцкого "Купала", то я никогда бы не узнала о существовании такой птицы. Потом уже позднее увидела ее на картине Васнецова и узнала, что есть музыкальная группа с таким названием. О сиренах, русалках и фениксах много чего написано, а вот алконост... Что за зверь такой?
Слово алконост образовалось от искаженного имени Алкиона, что с древнегреческого означает "зимородок". По легенде была такая девушка, которая очень любила своего мужа и после его гибели в кораблекрушении бросилась в море, а боги превратили ее в птичку зимородка.
Переписывая греческие книги и переводя их на славянский язык, иноки допустили ошибку и вместо "алкион есть птица морская" начали писать "алконост".
Алконост оброс легендами. Рассказывали, что он несет яйца посредине зимы прямо в глубь морскую. На дне моря яйца лежат 7 дней, потом всплывают. Все это время море тихое, не волнуется. Алконост собирает яйца и высиживает их на суше. Поет он так же сладко, как сирин, и слушая его , можно обо всем забыть, потерять разум и умереть.
(К слову, по преданиям алконост - вестник радости, а гамаюн и сирин - печали. У Высоцкого же наоборот: сирин радостно скалится, гамаюн подает надежду, а алконост тоскует. Но кто их там разберет, этих мифических птиц. Не все же время веселится или грустить. Настроение меняется.)
На русских изображениях алконост предстает птицей с женской головой, грудью и руками. В одной руке она держит цветок из райского сада, а в другой свиток, в котором сказано, что все праведники будут жить в раю. На голове у алконоста корона.
Реконструкторы языческих традиций представляют алконоста перевоплощением божества Хорса. Хорс же может быть богом солнца (слово Хорса имеет иранское или древнескифское происхождение).
По преданию алконост живет то ли на берегу реки Евфрат (райская река), то ли на сказочном острове Буян, а порой его селят в славянскую мифическую страну Ирий (Вырий), аналогичную раю.
Даль об алконосте пишет:
Алконост. Сказочная райская птица с человеческим лицом, изображавшаяся на наших лубочных картинах
Есть еще заметки о птицах гамаюн и сирин.