Найти тему
Фильм.ру

Бесчестье

Антиэротическая драма о связи с действительностью.

Профессор филологии из Кейптауна (Джон Малкович), европеец, разменял шестой десяток, отладил сексуальный распорядок соразмерно скромной потребности и сочиняет на досуге оперу о жизни Байрона. Собственное его существование обретает оперный драматизм, когда секс по договорённости расстраивается, с кафедры его гонят за предосудительную связь со студенткой, а сам он становится свидетелем надругательства трёх молодых африканцев над его дочерью.

Кадр из фильма «Бесчестье»
Кадр из фильма «Бесчестье»

Камера, натасканная режиссёром Стивом Джейкобсом на близкий контакт, почти не выпускает Джона Малковича из виду, лишь ненадолго заглядывая в его книги, ноты или отвлекаясь на созерцание южноафриканских ландшафтов, рядом с которыми любые невзгоды выглядят незначительными, хотя бы и невзгоды профессора.

Кадр из фильма «Бесчестье»
Кадр из фильма «Бесчестье»

Он одинок, но и одиночество — не главное. Он — посторонний. В исполнении Малковича беспутный профессор будто не касается того, в чем замешан. Драма не его удел. И он растворяет её каким-то особым малковичевским составом. Стоит сюжету превысить допустимую крепость, как Малкович всем своим видом объявляет его недействительным. Несколько иначе, чем в «После прочтения сжечь», когда он заявляет непрошенному визитёру, что тот «агент окружающего его идиотизма», но все же.

Кадр из фильма «Бесчестье»
Кадр из фильма «Бесчестье»

Драма же в том, что персонажу Малковича в «Бесчестье» ничего такого не положено. А положено уступить агентам реальности, которым, в свою очередь, требуется вытащить его из филологической скорлупы и повернуть лицом к действительности, понять, где профессор живёт и чего стоят его действия и бездействие.

Дж. М. Кутзее — нобелевский лауреат и дважды лауреат «Букера», в том числе за роман «Бесчестье».
В киномире не много белых выходцев из ЮАР. Пожалуй, самая известная — актриса Шарлиз Терон.
Сцена насилия, переворачивающая мир персонажа Малковича, происходит практически за кадром, в отличие от такой же в «Соломенных псах» Сэма Пекинпа.

А живёт он в ЮАР, где постапартеид и бремя белого человека, и литература с филологией — давно не башня, а окоп, и война проиграна.

Кадр из фильма «Бесчестье»
Кадр из фильма «Бесчестье»

Профессор менял свои правила от случая к случаю, жизнь изменила его самого. Но интересно не это сакраментальное решение и даже не само приятие мира, которое даётся большой ценой, если вообще даётся.

Кадр из фильма «Бесчестье»
Кадр из фильма «Бесчестье»

В «Бесчестии» интереснее конфликт артиста и персонажа. Экранному образу Джона Малковича близка умеренность филолога, но его герой обречён на болезненное столкновение с реальностью. И это придаёт необходимую неоднозначность истории, рассказанной в фильме чуть более лобово, чем в знаменитом романе нобелевского лауреата Дж. М. Кутзее.

Роман при экранизации неизбежно упрощён, но, к счастью, Малкович сложно устроен и сам по себе.

Вероника Хлебникова