Найти тему

Эпоха ювелира Иосифа Маршака

Сапфирова Н.Н.© для журнала «Русский Ювелир»

Посвящается 140-летию со дня основания Фабрики художественно-ювелирных изделий Иосифа Маршака и 100-летию со дня смерти великого ювелира.

А. Перевышко. Портрет Иосифа Маршака
А. Перевышко. Портрет Иосифа Маршака

2018 год отмечен двумя памятными датами для ювелирного сообщества: 140-летием со дня основания Фабрики художественно-ювелирных изделий Иосифа Маршака и 100-летием со дня кончины великого ювелира. Страницы сорокалетней истории киевской ювелирной фабрики И. Маршака содержат как выдающиеся моменты, свидетельствующие о мощи и славе ювелирного производства, так и трагические этапы, обусловленные в том числе и историческими событиями конца XIX – начала ХХ вв.

Иосиф Абрамович Маршак родился в 1854 году, был выходцем из бедной еврейской семьи и прошел путь от ювелира-ремесленника до потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии, предпринимателя, домовладельца, благотворителя и основателя киевской ювелирной школы. Его пример говорит об исключительном даровании, профессионализме, настойчивости, целеустремленности и удаче. Биография И. Маршака и история развития ювелирной фабрики неоднократно становилась предметом изучения таких известных деятелей науки, как Ж. Г. Арустамян и В. В. Скурлов. Впоследствии С. Г. Палатной, О. Н. Мальцевой и другими современными исследователями был внесен ряд дополнений к основным вехам истории фирмы и киевскому ювелирному искусству середины ХІХ – начала ХХ вв. в целом.

Фирма И. Маршака была учреждена 2 мая 1878 года. Но основы ювелирного дела были заложены ранее, когда Иосиф был отправлен на обучение в Киев в 14-летнем возрасте. По воспоминаниям младшего сына И. А. Маршака Александра (1892–1975), выбор родителей Иосифа был основан на расчете, что профессия ювелира востребована и может обеспечить будущее сына. Во время первого года обучения Иосиф выполнял бытовые поручения мастера, присматривал за его детьми, не имея возможности посвятить время профессиональной подготовке. Это послужило поводом перехода в другую мастерскую, в которой он начал осваивать ювелирное ремесло.

Вскоре И. Маршак женился на дочери парикмахера Лие (Лизавете Федоровне). Она стала не только спутницей его жизни, но и первым помощником в работе. В частности, жена ювелира занималась подготовкой лигатуры. В дальнейшем Маршак будет неоднократно прибегать в работе к женскому труду, доверяя работу по шлифовке золотых изделий сотрудницам фабрики, а также занимаясь обучением учениц – будущих работниц предприятия. У И. Маршака с супругой родилось восемь детей, в будущем некоторые из них работали на фабрики и в дальнейшем поддержали семейное ювелирное дело.

-2

Фабрика Маршака на рубеже ХІХ–ХХ вв. заняла прочные позиции лидера по производству ювелирной продукции в Юго-Западном крае Российской империи, куда входили Киевская, Волынская и Подольская губернии. Как отмечалось в прессе начала ХХ вв., например, в журнале «Русский Ювелир» – Маршак пользовался в ювелирном сообществе высоким авторитетом. А. К. Сноуман, биограф фирмы К. Фаберже, в издании 1953 года приводит фамилию киевского ювелира среди его конкурентов. Однако, в прямом смысле о конкуренции как таковой сложно говорить, так как каждый из них был безусловным лидером на своей территории и имел индивидуальный круг клиентуры.

К. Фаберже в 1906 году открыл в Киеве магазин. Штат сотрудников Киевского филиала составлял 10-12 человек. Однако, Маршак являлся монополистом киевского ювелирного рынка, что, предположительно, и послужило причиной закрытия Киевского филиала фирмы К. Фаберже в 1911 году. Это отнюдь не помешало поддерживать отношения продолжателям ювелирного дела К. Фаберже и И. Маршака – их сыновья общались за границей в эмиграции.

Имя киевского ювелира связано со многими историческими персоналиями. Но хотелось бы отметить факты из биографии Михаила Булгакова. По воспоминаниям первой супруги писателя Т. Н. Лаппа их обручальные кольца были выполнены на фабрике Маршака. Они затерялись в неспокойном послереволюционном времени, как и не сохранились фотографии молодоженов, на которых мы могли бы увидеть эти свидетельства.

Рисовально-скульптурный отдел фабрики И. Маршака, 1913 г.
Рисовально-скульптурный отдел фабрики И. Маршака, 1913 г.
Фотографический отдел фабрики И. Маршака, 1913 г .
Фотографический отдел фабрики И. Маршака, 1913 г .

Развитие производства и торговли киевской ювелирной фабрики происходили на фоне набирающего обороты технического прогресса. Киев к 1913 году с численностью более полумиллиона человек, представлял собой экономически развитый центр, в котором важная роль была отведена сахарной, лесной отрасли, рынку хлеба. На фоне роста благосостояния промышленников, развития культурной жизни столицы Юго-Западного края возникала необходимость во вкладе средств в предметы роскоши. К тому же, Киев входил в число городов, нередко посещаемых царской семьей, и, следовательно, периодически возникала потребность в изготовлении подарков для подношений, играющих важную роль во внутренней дипломатии государства.

В установившейся системе культурных ценностей и традиций Маршак был ключевой фигурой на киевском ювелирном рынке. Ювелиры отвечали на спрос клиентуры в отношении эстетизации личного пространства и персональных запросов на дорогостоящие украшения. Деятельность ювелиров охватывала не только праздничную сторону жизни, они также изготавливали памятные медали и мемориальные предметы.

Фирма Маршака предоставляла покупателям широкий ассортимент ювелирных украшений и спектр услуг по выбору изделий, возможности выполнения продукции по собственным рисункам и эскизам заказчика. В сферу интересов входила скупка у населения лома драгоценных металлов, бриллиантов, жемчуга, драгоценных камней.

Украшения с жемчугом и бриллиантами, И. Маршак
Украшения с жемчугом и бриллиантами, И. Маршак
Шлифовальный отдел золотых изделий фабрики И. Маршака, 1913
Шлифовальный отдел золотых изделий фабрики И. Маршака, 1913

С самого начала работы И. Маршак расширял творческие и территориальные границы. Производство собственной продукции и оптовая закупка товара у других производителей с целью ее дальнейшей реализации со временем сменились изготовлением высокохудожественных ювелирных изделий. Ювелирное предприятие И. Маршака вышло на качественно новый уровень посредством торговых контактов с фирмами Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Парижа, Вены и другими.

Ювелирный отдел магазина И. Маршака, 1913 г.
Ювелирный отдел магазина И. Маршака, 1913 г.
Чернильница фабрики И. Маршака, антикварный салон "Эпоха", Киев
Чернильница фабрики И. Маршака, антикварный салон "Эпоха", Киев

Благодаря изделиям фирмы, которые появляются на современном антикварном рынке, мы можем говорить о том, что наиболее тесные торговые отношения связывали Маршака с московскими ювелирными фабриками и мастерскими. Среди них такие известные ювелирные предприятия, как мастерская Ф. И. Рюкерта, 11-й Ювелирная артель, фирма «Я. Н. Крейнес и Ко», фабрики Г. Г. Клингерта, М. А. Андреевой. На предметах встречаются также и другие клейма московских ювелиров, до настоящего времени не атрибурированных.

В Санкт-Петерберге Маршак приобретал продукцию фирмы «Бейлин и Сын», мастерских И. С. Брицына, А. С. Брагина, Третей Ювелирной артели Санкт-Петербурга и других производителей, имена которых еще предстоит идентифицировать.

Обращает на себя внимание тот факт, что Маршак закупал изделия, которые почти не производилась на киевской фабрике, тем самым способствуя проникновению на киевский ювелирный рынок локальных или новых художественных стилевых направлений. Например, в Петербурге это были изделия, выполненные в технике гильоше. Работы Ф. Рюкерта представляли ярко выраженное направление русского модерна.

Стоит отметить и обратную сторону медали деятельности киевских ювелиров. В журнале «Русский Ювелир» 1912–1914 гг. сообщалось о вопиющих случаях краж, о ложных слухах в отношении некоторых уважаемых предприятий, об урегулировании финансовых непростых отношений в связи с невозможностью возврата кредитных средств ювелирами и крахе фирм. Система сложных капиталистических отношений не обошла и этот рынок.

Фирма И. Маршака пережила пожар, еврейский погром 1905 года, когда его магазин был разгромлен, а также ряд других негативных событий. Но удивительны сила воли и способности этой незаурядной и одаренной личности – Маршак упорно вел свое дело вперед и всегда добивался успеха.

В связи с регулярными поездками за рубеж с 1890 года, участию и победах в отечественных и международных выставках ассортимент фабрики обновлялся и соответствовал модным тенденциям тех лет. За сорок лет работы в ювелирных изделиях было представлено все разнообразие стилевых направлений, характерных для данной эпохи. В конце ХІХ века преимущество отдавалось эклектике, дававшей творческую свободу выражения художникам и сочетавшей в себе декоративные элементы классицизма, ампира и рококо, а также ряд других деталей, характерных для ранее существовавших стилей. В начале ХХ века был освоен европейский и русский модерн. Европейское направление модерна, его художественно осмысленные флора и фауна, энтомологические, тератологические и антропоморфные существа нашли отражение как в киевской архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве, в том числе и ювелирном. Изделия фабрики И. Маршака были выполнены в декоративном направлении модерна и имели конструктивные формы. Последние стали предвестником ар-деко и в полной мере воплотились в изделиях фирмы наследников Маршака, основанной сыном Маршака Александром в Париже в 1920 году.

Серебряная чара, представленная на Всероссийской выставке в Киеве, 1913 г.
Серебряная чара, представленная на Всероссийской выставке в Киеве, 1913 г.

Итоговым как для Иосифа Маршака, так и для его фабрики стал 1913 год. Исполнилось 35 лет со дня основания его детища – эта дата была торжественно отмечена в кругу семьи, друзей, коллег и высокопоставленных гостей. В Киеве этом же году состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, в рамках которой прошла Первая Русская Олимпиада, Конная выставка и ряд других мероприятий. Для них на Фабрике Маршака выполнили медали, знаки отличий для участников, жетоны. На Всероссийской выставке была представлена ювелирная продукция, выполненная на высоком художественном и техническом уровне. Изысканные и великолепные украшения из бриллиантов, других драгоценных камней и жемчуга; серебряный сервиз, щедро украшенный классическими декоративными элементами и демонстрирующий приверженность эклектике; изящные и выразительные кабинетные и интерьерные вещи.

Предметы роскоши были призваны показать высокий уровень художественных достижений и степень освоения технологий производства. Литье, чеканка, гравировка, закрепка камней и другие технологические операции говорили не только об отменном мастерстве работников фабрики, но и о добротном оборудовании и инструментах – Маршак всегда тщательно заботился о высоком качестве технического оснащения производственного процесса.

Интересно отметить, что, находясь на пике славы, в 1913 году И. Маршак размещает свою рекламу в Адресной и справочной книге Омска, что свидетельствует о его дальнейших планах о расширении торговых отношений. Хотя ранее было известно, что после периода становления своего предприятия он концентрировал свою торговую деятельность в ювелирных столицах Российской империи и Центрах Западной Европы.

С конца ХІХ века по 1913 год фирмой было выполнено множество заказов, приуроченных к визитам Николая ІІ и членов его семьи в Киев. Традиционные работы, выполненные для подношений, – блюда с солонками, папки, адреса, модели архитектурных сооружений, отличались интересными художественными и технологическими решениями. Обязательными атрибутами ряда произведений были исторические регалии государства. Находили отражение и исторические даты, места, события и персоналии. Материалами служили серебро, золото, эмаль, камень и дерево.

Особое внимание Маршак уделял благотворительной деятельности. Это был довольно обширный перечень организаций, в которых ювелир и предприниматель занимал ключевые должности. Благотворительные организации решали вопросы помощи бедным, нетрудоспособным, больным евреям. О доверии к ювелиру в профессиональной среде говорит тот факт, что правление и деньги Общей больничной кассы «Помощь» находились при фабрике И. Маршака. Касса была учреждена в 1914 году и в нее входили три киевских ювелирных предприятия – фабрика И. А. Маршака, Первая ювелирная артель, фирма «Бриль и Гершман», газета «Последние Новости» три киевские типографии.

Большая заслуга И. Маршака состоит в создании ювелирной школы, в которой обучалось свыше 300 будущих специалистов. Тем самым он решал не только свои кадровые вопросы найма высококвалифицированных работников, но и обеспечивал потребность в них на других киевских предприятиях.

Формально дело Иосифа Маршака было завершено в связи с его кончиной, 22 августа 1918 года. Сотрудниками фабрики было дано объявление о перерыве в работе до 1 сентября 1918 года. Ветер политических волнений и перемен уничтожил не только документы, хранившиеся на фабрике, но и оставил после себя по сравнению с объемами производства ничтожно малое количество оригинальных изделий. Известно, что в 1924 году на огромном в прошлом производстве изготавливали медные зажигалки, о чем с печалью сообщают продолжатели дела Маршака – его наследники, эмигрировавшие в Париж и открывшие в 1920 году магазин ювелирных изделий. Первоначально магазин имел название по имени основателя ювелирного дела – Иосифа Маршака и со временем был переименован в Marchak.

Но дело Маршака живо и по сей день на его родине. Некоторые ныне живущие и практикующие мастера ювелирного и граверного искусства по праву могут себя назвать преемниками ювелирной школы великого киевского ювелира. Они перенимали опыт у бывших сотрудников и учеников фабрики И. Маршака в советскую эпоху. Имя Иосифа Маршака занимает достойное место в одном ряду с именами лидеров ювелирной отрасли рубежа ХІХ–ХХ вв. Его личный пример становится предметом изучения и продолжает вдохновлять современных ювелиров на создание ювелирных произведений, а владельцы предприятий применяют опыт организации передового ювелирного производства.

Автор выражает искреннюю благодарность В. В. Скурлову, Ж. Г. Арустамян, а также всем, кто способствовал сохранению страниц истории Ювелирной фабрики Иосифа Маршака.