Разумеется, каждому фотографу приятно, когда клиенты возвращаются снова и снова, практически становятся друзьями.
Как быть, если этого не происходит? Не секрет, что от количества клиентов зависит заработок и терять их не хотелось бы. Испытываете ли вы не самые приятные чувства, когда отмечаете, что клиенты уходят? Каковы причины такого явления и что можно с этим сделать – читайте далее.
Поговорим об основных неприятных причинах и возможных способах их устранения подробнее.
Вы действительно профессионал?
Подумайте, к кому бы вам самому хотелось обратиться в первую очередь. К любителю, который демонстрирует неплохие результаты, или к мастеру, чьи работы близки к произведениям искусства? Сейчас очень многие люди предлагают услуги фотографа, конкуренция высока, но это не значит, что клиентов будет трудно найти.
Процесс общения. Фотографу точно придется взаимодействовать с большим количеством людей, давать задачи модели или разговаривать с заказчиками. Если общение для вас – проблема, то стоит поработать над этим, потому что никто не захочет обращаться повторно к фотографу, с которым было некомфортно взаимодействовать.
Если вы хотите подняться выше и стать настоящим профессионалом, от вас потребуется проходить обучение, учиться новому у признанных мастеров или у друзей-фотографов, изучать специальную литературу и при желании документальные фильмы. Конечно, вопрос времени для всех нас стоит очень остро. Но если вы зададитесь целью по-настоящему, а не будете искать отговорки, то у вас обязательно получится найти выход. Допустим, какую-то теорию вы сможете узнать, прослушивая аудиокниги, или заставляя голосового помощника на телефоне читать вам вслух статьи и книги по фотографии, в то время как вы занимаетесь обработкой фото, например.
Стремитесь постоянно повышать свой уровень, участвуйте в выставках, конкурсах, благотворительных съемках – никакой опыт не будет лишним на пути становления настоящим профессионалом.
Как ни странно, внешний вид тоже может повлиять на то, захотят ли вас приглашать снова или работать с вами. Конечно, бывают очень странные заказчики, которые хотят, чтобы на почти двенадцатичасовую съемку свадьбы девушка-фотограф пришла в туфлях на шпильках и платье в пол. Звучит красиво, но надо учитывать, что процесс съемки подразумевает множество перемещений, движений и смен поз, которые будут почти невозможными в подобном наряде и выматывающими в такой обуви.
И все-таки стремитесь выглядеть аккуратно. Внешность влияет на людей намного сильнее, чем принято считать=).
Пассивность
Некоторые клиенты имеют мало опыта в съемках, например, только начинают входить во вкус участия в фотосессиях). И им особенно сильно нужна поддержка, как моральная, так и информационная, побуждения к действию, советы по позировке и т. д. Иногда от фотографа потребуется помогать не только словами, но и самому показать, какая поза будет наиболее выгодной и подчеркнет достоинства данной модели.
Если вы пассивны и выглядите незаинтересованным, то скорее всего этот настрой передастся вашим клиентам, отразится в выражениях лиц и закрытых позах. Зачем портить настроение вашим моделям и делать унылыми будущие снимки?
Конечно, могут быть самые различные причины для плохого настроения и сумрачного выражения лица. Бывает даже такое, что человек вполне благодушен, просто не следит за выражением лица и оно мрачное само по себе, а не по причине внутреннего состояния. Но попробуйте поработать над собой, до начала съемки задаться идеей приобрести позитивный настрой и уверенность.
Подумайте о том, что у вас есть возможность зарабатывать по-настоящему любимым делом, которое приносит вам удовольствие. Ведь вы получаете деньги за то, что любите так сильно. Неужели этих причин недостаточно для того, чтобы быть жизнерадостным фотографом?
Наверняка вам случалось бывать на мероприятиях в качестве гостя и видеть, как работают профессионалы. У такого фотографа всегда найдется улыбка, шутка, способная вызвать смех у гостей и разрядить обстановку. Постарайтесь стать человеком с мощной энергетикой, взаимодействие с которым будет запоминаться как что-то приятное.
Мобильность
Если человек ищет фотографа – скорее всего, он заинтересован и ему нужны услуги в ближайшее время. Поэтому, постарайтесь отвечать мобильно. Если вам пришло письмо на почту – не откладывайте в долгий ящик, отвечайте сразу – быстрота точно будет оценена людьми, которые берегут свое время.
Наверняка клиент будет выбирать из нескольких профессионалов своего дела, и от скорости ответа может зависеть выбор кандидатуры. Будете ли это вы или тот, кто ответил сразу?
Если клиент пишет вам на почту — возможно, он не слишком торопится. По нормам этикета переписки, ответить на письмо стоит не позднее двух дней.
Если вам звонят по телефону или пишут в мессенджер – отвечайте сразу же, клиент явно горячий. Бывают люди, которые совсем не любят говорить по телефону,а если они еще и фотографы – приходится учиться этому.
Вы удивитесь, как часто кандидатуру профессионала утверждают благодаря быстроте его ответа, а не по качеству работ.
Уверены ли вы в себе?
Как вам кажется, были бы вы в восторге, если бы обратились к хирургу, и о предстоящей операции он сказал бы: «Я попробую. Я попытаюсь сделать качественно». Скорее всего, из его кабинета вы бы сбежали, роняя тапки=). Так почему же в фотографии дело будет обстоять по-другому?
Вы можете быть немногословны, но уверенность в себе обязательно должна считываться окружающими. Предварительная встреча с заказчиками позволяет вам составить мнение друг о друге и сформировать ожидания от предстоящего процесса. Если вы скажете невесте о том, что попробуете и будете стараться – вряд ли она будет впечатлена. Людям, которые готовятся к одному из самых ярких и знаменательных дней в жизни, нужна 100% уверенность в том, что вы сделаете всё идеально, а не просто попытаетесь.
Излучайте уверенность. Помните о предыдущих успехах и дальнейших планах.
Конечно, если вы застенчивый человек, первое время вам может быть сложно ярко заявлять о себе. Если не хотите пристального внимания к своей персоне и вообще рассказывать о себе – перенесите фокус внимания на свои работы, говорите о них и в принципе о том, как протекает съемка. Такой рассказ будет убедительным и наверняка произведет положительное впечатление на ваших будущих заказчиков.
Ожидания и реальность
Когда во время первой встречи с заказчиком вы обсуждаете детали будущей съемки, то ни в коем случае не обещайте того, чего потом не будете делать. Случается, что обсуждая идеи и находясь во вдохновленном настроении, можно слегка преувеличить свои возможности и планы по съемке. Когда в результате люди получат меньше, чем рассчитывали, это точно повлияет на их ощущение от съемки с вами. Клиенты даже могут почувствовать себя обманутыми, неприятный осадок может повлиять на решение более никогда не работать с вами.
Попробуйте сделать наоборот=). Чуть больше, чем обещали. Например, прислать не 10, а 15 обработанных фотографий. Такой сюрприз будет точно оценен по достоинству и люди наверняка захотят стать вашими постоянными клиентами.
Еще один совет – в принципе не стоит много говорить о том, что собираетесь сделать, лучше продемонстрируйте результат. Так получится не создавать людям ложных ожиданий и превзойти любые создавшиеся. Люди очень любят подарки и ценят даже самые мелкие и незначительные. Так, отдав чуть больше, чем планировалось, вы можете получить новых постоянных клиентов.
Все мы знаем, как много ходит шуток о сроках ожидания готовых фотографий. Обработка у некоторых людей может затягиваться и это снова будет создавать негативное впечатление.
Чтобы этого избежать, используйте простой трюк – вы ведь примерно знаете, сколько времени вам потребуется на обработку. Просто скажите клиентам больший по длительности срок, а отдайте в свой обычный. Вместо недовольства вы получите радость и благодарность за столь оперативную работу (хотя это будет ваша обычная скорость).
Сегодня мы поговорили о том, какие ошибки могут отпугивать от вас клиентов и заставлять их уходить. Если вы действительно допускаете досадные промахи, то работа над ними поможет справиться.
Но не стоит стремиться сделать каждого пришедшего постоянным клиентом – кто-то просто хочет новизны и намеренно посещает самых разных фотографов, чтобы иметь максимально несхожие по стилю снимки и собирать коллекцию непохожих авторских взглядов на свою внешность. Далеко не все стремятся найти своего мастера. А кто-то и вовсе может начать мотать ваши нервы и время, став капризным постоянным клиентом=).
В общем, в этом вопросе не нужно допускать фанатичности=). Главное, работайте над собой, своими профессиональными навыками и реализацией в работе. И адекватные клиенты обязательно притянутся к вам=))).
Если вы хотите узнать не только психологические, но и технические секреты, которые потребуются любому фотографу – записывайтесь на наш онлайн-курс!графы терютют клиент